Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. Анализ оперативной обстановки на фронте
СИЛЫ ПРОТИВНИКА:
Общее командование всеми силами противника на Донбассе осуществляет, по данным "Цензор.Нет", командование сухопутных войск ВС РФ.
В атаках принимают участие пехота и бронетехника российских наемников – примерно 60%, и местных предателей – до 40%. Это смешанные боевые группы пехоты, бронетехника и артиллерия.
Численность ударных частей наемников – до 6-7 ударных групп, общей численностью до 10 тысяч человек.
Мало боеспособные банды в тылу, которым отданы на кормление города и села, и которые тоже получают оружие и военную помощь, имеют общую численность до 20 тысяч человек.
Отряды российских наемников и местные банды не имеют крупных соединений для концентрации и массирования сил. Части противника сохраняют характер больших партизанских отрядов. Однако российское командование прикладывает серьезные усилия для повышения уровня боевой подготовки, роста дисциплины, слаженности, и формирования из наемников частей уровня ротно-тактических и батальонно-тактических групп постоянного состава. Сценарий развертывания бандитской армии идет точно по схеме Приднестровья, Осетии, Абхазии.
Регулярная российская армии обеспечивает логистику и боевое обеспечение, радиотехническую разведку, радиоэлектронную борьбу, противовоздушную оборону, связь на оперативно-тактическом уровне, поставки боевой техники, артиллерийскую разведку, и артилллерийскую поддержку. Регулярные части российских войск - батальонно-тактические группы механизированных войск, а также отряды спецназ, выполняют функции оперативных резервов, охраны тыла, огневого поражения украинских войск. Также российские спецслужбы выполняют функции контрразведки, и следят за порядком в бандах, при этом не останавливаясь перед необходимостью физической ликвидации неудобных полевых командиров – так были уничтожены Александр Беднов, Евгений Ищенко.
Общая численность регулярных российских войск на Донбассе в настоящее время не превышает 10 тысяч человек, однако на границе с Украиной сосредоточены и занимаются обеспечением, ротацией и поддержкой еще не менее 20 тысяч.
Российское командование использует Украину как учебно-боевой полигон для отработки плана боевой подготовки и изучения вероятных маршрутов движения на случай настоящего широкомасштабного вторжения.
Части регулярной армии очевидно, имеют приказ вступать в контактный бой только в отдельных случаях. Как правило, россияне ведут неконтактную войну – нащупывая боевые порядки наших войск и нанося затем огневое поражения выявленным очагам обороны. Похожую тактику пытаются использовать и отряды наемников.
ОЦЕНКА ТАКТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ:
Цель атак противника - уничтожение боеспособности конкретных украинских частей и подразделений. Подчеркиваю - это война на истощение. Поэтому цель войны – не захват территорий и поднятие флагов – цель сокращения боевой силы, падение боеспособности, чтобы нарушить связность боевых порядков.
Удары наносятся одновременно в разных местах, чтобы не допустить маневр сил, и заставить израсходовать максимальное количество резервов по всему фронту. Однако большая часть атак является всего лишь имитацией активных действий. Противник маскирует таким образом направления главных ударов.
Россия хочет уничтожить армию – выбить нашу боевую технику, и прежде всего артиллерию, бронетехнику – все то, что у нас не восполняется, то, что обеспечивает боевую устойчивость многих недостаточно обученных пехотных подразделений.
"Котлы" в секторе "Д" и Иловайске показывают, что выбивание техники, транспорта снабжения и изматывание боеспособных подразделений приводит к быстрому крушению фронта, отходу и сдаче территории без боя. Это самый выгодный и желанный для противника вариант.
Поскольку противник свободно маневрирует резервами на внутренних операционных линиях, и не связан задачами защиты протяженного фронта, он пытается нанести поражения частям на передовой линии. Большая разреженность боевых порядков и недостаточная плотность наших войск упрощает эту задачу.
Направления действий противника:
1. Дебальцевская дуга. Дебальцево – один из ключевых коммуникационных узлов Донбасса. Противник предпринимает атаки на наши подразделения с двух сторон у горла этой дуги – в Светлодарске и Троицком. Это два самых опасных района на фронте.
2. Донецк. Противник пытается всеми силами отодвинуть фронт от Донецка. Направления ударов – Марьинка, Авдеевка, Пески. Донецк – крупная база снабжения и ключевой узел коммуникаций противника. Близость украинских войск очень затрудняет противнику использование Донецка, и угрожает базам противника в городе и окрестностях.
3. Бахмутская трасса. Противник пытается отбросить наши войска от трассы, которая имеет важное оперативное значение для маневра сил. Контроль трассы является ключевым для контроля большинства позиций в данном районе.
4. Горловка. Горловка – один из наиболее уязвимых городов в обороне противника. Горловка плотно охвачена с флангов украинскими частями. Позиции для штурма города очень удобны. Поэтому Горловка сковывает много сил противника. Российское командование также намерено сбить наши подразделения с удобных позиций.
5. Боевые действия у Волновахи и Мариуполя носят в данный момент исключительно демонстрационный характер. Террористический обстрел Мариуполя преследовал цель привлечь внимание именно к Мариуполю, и сковать крупные силы украинской армии, которые удерживают этот стратегический город. Информационный резонанс от убийства мирных граждан террористы используют, чтобы скрыть свои оперативные планы. Впрочем, противник часто меняет направление ударов, потому что продолжает атаки только там, где встречает не сильное сопротивление. К сожалению, по оценке «Цензор.Нет», вероятность террористических обстрелов городов российскими наемниками резко возросла.
6. Боевые действия в районе Попасной также носят демонстрационный характер, однако там активность противника более акцентированна, и не исключено, что противник также может предпринять локальные атаки, чтобы отвлечь наши резервы от Дебальцево.
Российские отряды предпринимают локальные атаки в различных секторах. Концентрации ударных группировок противника, способных нанести удар на оперативную глубину - не наблюдается. Сплошного фронта как такового не существует – оборона и наступление носят очаговый характер, вокруг городов и узлов коммуникаций. Интенсивность боевых действий не высока. Атаки в случае эффективного противодействия приостанавливаются, либо проводятся как разведка боем, для выявления огневых средств противника, прощупывания слабых мест в боевых порядках.
Противник сосредоточил ударные подразделения в различных секторах фронта, которые проводят активные действия, пытаясь обеспечить на избранном узком направлении локальное превосходство в силах.
Однако никакого подавляющего превосходства у противника нет, и украинскому командованию вполне по силам отразить атаки.
Наибольшую угрозу вызывает кризис в районе Дебальцево.
Успех сражения зависит от маневра силами и нанесения поражения ударным группировкам противника в районе Светлогорска и Троицкого. Дебальцевская дуга в настоящий момент - это точка связности всего донбасского фронта.
ОЦЕНКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ:
Цель противника: Цель остается прежней - масштабная дестабилизация Украины, провоцирование системного экономического, политического и социального кризиса. Путин хочет создать условия для краха действующей государственной модели, и усиления пророссийского влияния, включение в руководство Украины пророссийских лидеров. Это точный сценарий развития событий в Грузии, когда с помощью войны, экономической и политической блокады Путин добился поражения на выборах демократической партии Саакашвили и прихода к власти пророссийского режима Иванишвили, который подыгрывает Кремлю.
По оценке «Цензор.Нет», стратегия действий России в ходе войны в Украине остается неизменной и цикличной: эскалация войны - перемирие - подготовка к новому этапу агрессии - начало локальных боевых действий - эскалация войны - перемирие. Россия не имеет ресурсов для оккупации Украины. Путин ведет войну прежде всего силами подразделений и частей постоянной готовности. Он не может бросать крупную группировку российских войск для наступления в Украине, потому что для оккупации Украины необходима мобилизация в РФ, а для большой войны у РФ уже нет свободных ресурсов. Для Путина постоянный конфликт низкой интенсивности - это политический рычаг постоянного воздействия на Украину, и инструмент внутренней мобилизации за счет роста националистических настроений в РФ, удобное политическое средство борьбы со стагнацией и экономическим кризисом.
Поскольку украинское общество демонстрирует высокую политическую устойчивость, а экономический кризис все-таки не смог обрушить государство, российское вторжение в центральную Украину не приведет к краху, а наоборот – сделает сопротивление более ожесточенным. Россия стремится избежать ответственности за вторжение – потому что ресурсов содержать разоренную войной страну у Путина нет. Россия не обеспечивает Донбасс. И полностью прекратила финансирование Приднестровья, серьезные волнения из-за сокращения финансирования прошли в Абхазии.
Прямая интервенция приведет наверняка к полному отключению России от мировых финансовых рынков, и катастрофе для кредито- и импортозависимой российской экономики. Путин не готов сделать такую ставку. Он боится полностью разорвать отношения с Западом. Он боится стать изгоем, он хочет сохранить доступ российской верхушки к западному материальному миру.
Поэтому наступления с широкими целями на данном витке войны ожидать не стоит.
ПРОБЛЕМЫ:
Главная проблема украинского командования – это полное отсутствие стратегической инициативы, чрезмерная централизация управленческих решений, ограничение самостоятельности у командиров тактического звена командованием АТО. К сожалению, начальник Генерального штаба демонстрирует непонимание обстановки, отсутствие стратегического мышления и оперативного планирования, низкий уровень штабной культуры, не понимание характера современной войны, и неспособность анализировать и извлекать уроки.
Реформа армии, которую по плану Муженко утвердили Порошенко и Полторак еще больше снижает дееспособность армейского командования, потому что Генштаб предлагает усложнить структуру управления, создать зачем-то еще два оперативных командования.
Система управления войсками значительно ухудшилась по сравнению с началом войны – об этом говорят все источники «Цензор.Нет». Проект Виктора Муженко по созданию дополнительных промежуточных звеньев управления между штабами оперативных командований и подчиненными им бригадами – создание секторов и армейского штаба АТО, оказался абсолютно провальным. В результате все штабы недоукомплектованы, причем штабы секторов, осуществляющих оперативное командование укомплектованы слабее всего. К тому же Муженко окончательно запутал управление тем, что постоянно подчиняет отдельные части и даже подразделения лично себе. Координация и взаимодействие войск не улучшаются, а наоборот – ухудшаются. Именно это основные причины поражений в Донецком аэропорту и на блок-посту в Красном партизане, которые Муженко и командование АТО цинично пытались скрыть.
Верховный Главнокомандующий Петр Порошенко покрывает Муженко и спасает его от ответственности. Это наш главный минус.
Генштаб не занимается формированием соединений постоянной боевой готовности. Как и в начале войны боевые действия ведут отдельные батальонно-тактические группы из состава бригад. Ни одной полнокомплектной бригады Генштаб на фронт отправить не может, поскольку не занимается целенаправленно комплектованием. В результате противник действует крупными частями, а украинское командование не может быстро сосредоточить слаженные соединения для достижения превосходства в силах и достижения качественного преимущества.
Уровень боевой подготовки является совершенно примитивным. Нет ни одного учебного центра, который обеспечивал бы учебный процесс всей бригады на уровне советской "учебки".
Несмотря на то, что мы располагаем двумя огромными по численности разведслужбами, огромной по численности спецслужбой – СБУ, а также располагаем для целей разведки Госпогранслужбой и МВД, располагаем весьма значительной поддержкой и большим числом источников информации, до сих пор не действует эффективная разведывательная система. Действия десятков тысяч сотрудников спецслужб с многомиллиардными бюджетами остаются разрозненными, и не представляют целостной картины, не позволяют полностью взять под контроль каждый населенный пункт и каждую улицу. Координация действий разведсообщества полностью отсутствует.
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:
Украинская армия превратилась в вооруженный Майдан. В отсутствие компетентного управления каждая воинская часть живет своей жизнью. Ключевыми фигурами в украинской армии и нацгвардии являются ротные и батальонные командиры. От их личных качеств полностью зависит ход боевых действий на конкретном участке фронта. Там, где командир инициативен и самостоятелен, там неадекватное командование не может помещать эффективному выполнению боевых задач и боевой подготовке. Там, где хорошего командира нет - уровень боеспособности подразделения условный и зависит от разных факторов.
Но важно отметить – и в армии, и в Нацгвардии и спецслужбах среди рядового, младшего и среднего офицерского состава постепенно выкристаллизировалась весьма компетентная и грамотная когорта бойцов и командиров, и их число медленно растет. У украинских вооруженных сил появляется настоящий дееспособный костяк.
Если украинская политическая элита объединится для реформы армии и Нацгвардии, и задача разработки военной доктрины, стратегии и тактики войны, комплектования и боевой подготовки, вооружения и логистики будут полностью доверены профессионалам, и командные должности будут заполнены по критерию компетентности – то уже сейчас Украине есть на кого опереться.
ПРОГНОЗ:
Отражение атак противника на главных направлениях приведет к скорому затуханию этой очередной фазы войны, и повторению цикла. Путин снова позволит посадить себя за стол переговоров и снова произнесет ничего не значащие для него слова о мире. И снова на какое-то время война затухнет. Но это ненадолго. Зима – не самое удобное место для операций в голой степи. Сохраняется хороший обзор, большая дальность обнаружения и стрельбы.
Как уже не раз прогнозировал «Цензор.Нет», наиболее удобное время для активных действий противника - это весна, начиная со второй половины апреля, когда появится "зеленка". Когда выйдет листва противник снова получит возможность использовать тактику инфильтрации малых групп и коротких огневых налетов для атаки скованных пассивным стоянием на блок-постах украинских подразделений.
Следующая и куда более активная фаза действий противника придется на весну. И Украина должна предпринять усилия, чтобы изменить характер боевых действий, и начать реформу в армии, которая смогла бы радикально повысить боеспособность и качество управления.
Путин не пойдет на мир, пока мы не станем достаточно сильны. Речь не идет о том, что надо уничтожить все российские войска – Путин уйдет, даже если его отряды понесут достаточно серьезные потери. Мы учимся воевать, но нам надо научиться побеждать.