Здравствуйте, Ариф муеллим.
С вашего позволения, задам один вопрос касательно Мадридских принципов, которые, славо богу, почили с миром))
Точно не помню, но один из пунктов о будущем правовым статусе Нагорного Карабаха был примерно таков:"Окончательный правовый статус Нагорного Карабаха будет определяться путьем свободного волеизъявления населения Нагорного Карабаха. Под населением Народного Карабаха подразумевается национальрое соотнощения всех народов, проживавших в НКАО в 1988 году, в таких этнических пропорциях, каковые были до начала конфликта.'
Мне интересно, как Минская Группа собиралась воплотить в жизнь этот пункт?
Ведь, до этого один из пунктов возвращение всех вынужденных перемещенных лиц и беженцев на места проживания до конфликта. Учитывая, что плебесцит должен был произойти через неопределенное кол-ве лет, естесственно, что у этих людей будут семьи - дети, внуки и .тд.
Как в таком случае собирались устроить плебесцит-ограничили бы возвращение беженцев? Запретили бы участвовать в голосование? Ведь, согласитесь, оба эти путя незаконны.
И как вообще наши допустили этот заведемо проигрышный пункт о пропорциях в Мадридские Принципы?
Здравствуйте, Datch!
Во-первых, я бы не спешил отправлять в архив Мадридские принципы. Они по-прежнему на столе переговоров и от них никто официально не отказался. Да, Алиев не раз говорил, что Минская группа осталась в прошлом, но это эмоции для своей аудитории. Он прекрасно понимает, что рано или поздно, но окончательное решение будет приниматься в рамках Минской группы, а там на сегодня на столе эти принципы. Другое дело, что сегодня идет геополитическое противостояние между Западом и Россией, которая считает все советское пространство своей территорией и потому на сегодня это все пока не актуально. Но на сегодня. Что будет завтра – покажет время.
Теперь вернемся к Мадридским принципам. Что лежит в его основе? Поэтапное возвращение районов вокруг бывшего НКАО, туда отправляются миротворцы, начинается процесс вначале восстановления этих районов, возвращение мирных жителей и в конце через определенное время (10-15 лет) решение вопроса статуса НК путем референдума. Да, после войны 2020 года ситуация вокруг Карабаха сильно изменилась. Первый этап – возвращение районов вокруг НК решен. Правда, не путем переговоров, а силовым путем, но все-таки решен вопрос возвращения этих районов вокруг НКАО (теперь – НКР), плюс незапланированные в принципах Шуша и Гадрут. Однако львиная часть (примерно 80%) НКР по-прежнему не под контролем Баку. Да есть миротворцы, не международные, а российские. И по-прежнему висит в воздухе вопрос статуса НКР и его придется решать. Так что не будем спешить с выводами об этих принципах.
Теперь по вопросу о пропорциях. Во-первых, референдум должен был пройти среди жителей бывшей НКАО. Не жителей 7 освобожденных районов, а тем более всего населения Азербайджана, а только жителей бывшей НКАО. А что там имеем? По данным последней советской переписи 1989 г. тогда в НКАО было зарегистрировано 145,5 тыс. армян (76,9% населения автономной области) и 40,6 тыс. азербайджанцев (21,5%). Правда, наши сразу заявили, что власти НКАО занизили данные по азербайджанцам и в октябре 1990 г. провели повторную перепись в 51 населенном преимущественно азербайджанцами населенных пунктах НКАО и выявилось, что азербайджанцев в НКАО тогда проживало 47 тыс. чел. Не столь существенная разница, но все же… В любом случае, при принятии вопроса в Минской группе исходили и по-прежнему исходят из этих данных – примерно 75% армян и 25% азербайджанцев. Да, разумеется, с учетом также родившихся и умерших, это легко по документам установить. Но и в этом случае преимущество и немалое в пропорции все равно остается у армян.
Как Алиев пошел на это? Ответ прост и его объяснил тогдашний посол США в Баку где-то в 2006-2007 гг. (пишу по памяти и не могу назвать точное время, когда давал интервью для СМИ у нас): тогда на Западе исходили из того, что все три республики Южного Кавказа очень скоро станут членами Евросоюза, а значит вопрос границ как между республиками, так и внутри их автономных образований потеряют свою актуальность. Валюта будет теперь одна, единые законодательные акты и многое другое. Главное, поскорее решить имеющиеся конфликты для вхождения в ЕС. И ради этого следует пойти на компромиссы. Ведь входить в ЕС с нерешенным конфликтом нельзя. А так, стороны дают согласие решить мирно свой конфликт, далее они начнут процессы по демократизации своих стран и налаживанию мирных отношений и в конце все может быть. Как сказал в ходе одной дискуссии в Германии в городке Локкум по Карабаху один из сопредседателей, «эти изменения могут серьезно изменить точку зрения карабахских армян, нельзя раньше времени решать за них». В общем, американцы и европейцы смогли убедить Алиева, чтобы дал свое согласие на Мадридские принципы.