Ариф бей, здравствуйте. Вы как историк знаете, что историки делая какие-то выводы, основываются в первую очередь на каких-то материальных свидетельствах, коими являются древние рукописи, захоронения, архитектурные сооружения и прочие осязаемые вещи. Теперь вопрос. Есть ли в Карабахе подобные памятники, относящиеся к тюркской культуре до начала 18 века? Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте, Madyar!
Хороший вопрос, большое спасибо. Конкретно отвечаю, что для меня, как историка важно:
- Захоронения и археологические памятники – в Карабахе полно древнетюркских захоронений, особенно для меня важны находки т.н. «балбал» или как пишут сегодня в литературе «каменные бабы» (от тюркского «баба» - ударение на последнее «а» - т.е. старец, глава рода) - каменные изваяния высотой от 1 до 2 метров на могилах воинов. Такие «каменные бабы» широко известны на Алтае, в Монголии, Казахстане, Украине и юге России. Они для тюрок играли такую же важную роль, как, к примеру для армян «хачкары». В Азербайджане они найдены во многих районах – в Шемахинском, Бардинском и др. Есть они в Карабахе, я сам в 70-е гг. участвовал в археологических раскопках под руководством проф. Рашида Геюшева в поисках и раскопках этих «балбалов» в Мардакертском и Агдамском районах. В Азербайджане эти захоронения с «балбалами» датируются концом 4 – началом 7 вв., были оставлены гуннами, хазарами и болгарами. Были такие захоронения в Азербайджане и позже, когда в 12 в. в регионе резко возросла роль кыпчаков (в русских летописях – половцы) и Низами Гянджеви описывает эти кыпчакские «балбалы» и отношение к ним. Литература о «каменных бабах» вообще обширна (могу привести список книг, он огромен), в том числе и о азербайджанских. Одно сейчас меня печалит - что с этими "балбалами" в Карабахе сегодня? Они целы или уничтожены, как опасные следы пребывания тюрок в древности в Карабахе? И у нас остались только их фотографии
- Письменные источники или древние рукописи – согласно средневековым армянским и мусульманским сочинениям, среди осевших в раннем средневековье в Карабахе тюркских племен особенно заметную роль играл союз 8 племен, известных под общим именем печенеги ("пачинак/пацинак" в армянских источниках и "баджнак" - мусульманских). Уже в 7 в. в Арцахе из 12 округов упоминаемых армянскими авторами, в том числе в «Ашхарацуйце» (армянское географическое сочинение 7 в.) двое имели тюркское происхождение: Колт, происходящий от названия тюркского племени кол, и округ Панцканк или Пазканк, связанный с печенегами. Другое известное по сочинениям печенежское племя цуров еще в 5 в. приняло христианство и основало в Арцахе город Цур (ныне село в Гадрутском районе Нагорного Карабаха). Но наиболее могущественным среди печенегов, осевших в раннем средневековье в Карабахе, было племя карабаг или карабай, в переводе "могучий повелитель". Упоминаемое впервые в 10 в. в сочинении византийского императора Константина Багрянородного, это племя оставило о себе память во многих странах и регионах Востока. Сохранились развалины города Карабаг в Турции, где еще в 19 в. жили представители карабагов. Населенные пункты и области с именем «Карабаг» есть также на территории современных Ирана, Афганистана и Узбекистана. Но больше всего следов пребывания этого племени в Азербайджане. Здесь в средние века существовали сразу три города Карабаг, причем, по словам турецкого путешественника 17 в. Эвлия Челеби, "каждый из которых напоминает рай". Но больше всего тюрок, в том числе из племени карабаг, после 11-12 веков зафиксировано было в Азербайджане в междуречье Куры и Аракса. Как указывалось в анонимном персидском географическом сочинении начала XIII в. «Аджаиб ад-дунья» («Чудеса мира») о Карабахе, «Ни в каком другом месте нет такого скопления тюрков. Говорят, там бывает до ста тысяч тюркских всадников». В арабском сочинении начала XIII в. Шихаб ад-Дина ан-Насави эта информация подтверждается и образно указывается, что в Карабахе жило в тот период так много тюрок, «что если они соберутся, то будут как скопища муравьев или тучи саранчи». Вполне закономерно, что полное доминирование в XII-XIII вв. в Арране тюрок привело к тому, что этот регион Азербайджана тогда же стала именоваться по-тюркски «Карабахом» по имени главного и могущественного племени карабахов. Правда, поскольку тогда на мусульманском Востоке существовало несколько населенных пунктов и областей с таким же названием, в мусульманских источниках XIII-XIV веков междуречье Куры и Аракса вначале именовалось как «Арранский Карабах». Впервые так именует эту территорию в связи с событиями 1284 г., а также как место зимовки и отдыха восточных правителей, в том числе знаменитого Тамерлана знаменитый мусульманский историк того периода Рашид ад-Дина. Также именуют и другие мусульманские писатели XIV в. (Хамдаллах ал-Казвини, Абу Бакр ал-Ахари и др.). Это также было обусловлено и тем, что термин «Карабах» употреблялся в двух значениях: в узком, как горная часть Аррана, и в широком, как тождественное Аррану, то есть территории между Курой и Араксом. Вот почему тот же Рашид-ад-Дин упоминает две области региона: горный Карабах и равнинный Арран. И лишь позже, с XV в. термин «Карабах» заменил полностью «Арран» и стал означать уже всю территорию между Курой и Араксом.
- Данные топонимики – на территории Карабаха полно населенных мест, связанных с проживанием здесь в древности тюрок. Это и связанные с племенем кангары или кенгерли (их упоминает и Моисей Каланкатуйский), кергил (в источниках есть упоминание о селе Кергиляр в Нагорном Карабахе), тертер, союз племен дондар, в которую входило и племя «шошу» (иногда – «шушу») (отсюда и название города Шуша), союз хазарских племен – кабар (вариант – кабир, кабирли), абаз, итил, карачор и др. О печенегах, которые собственно и дали название всему региону, я уже написал. Имена всех этих племен отражены во многих населенных пунктах Карабах – горной и равнинной части.
В общем, писать могу много, это мой любимый конек. Но полагаю, что даже всего этого вполне достаточно. Во всяком случае для меня, как историка.
Сообщение отредактировал Arif Yunus: 03 Сентябрь 2020 - 11:49