Ариф Сейфуллаевич, каков процент нынешних так называемых криптоармян в населении Турции? И какая их часть полностью ассимилировалась и стала турками?
Для меня эта тема о «криптоармянах» - это как тема о инопланетянах с их летающими тарелками, о которых много написано, снято фильмы, а на деле все это из серии научного шарлатанства. То же и о криптоармянах – о них пишут много, есть даже страница в Википедии, но об этом пишут те, кто не разбирается в сложнейших вопросах этногенеза и, главное, не имеет ясного представления, как раньше люди жили. Это сегодня этнический фактор играет главную роль, а религия уходит во многих странах в прошлое, в Европе все больше церквей закрывается из-за ненадобности. А раньше все было прямо противоположным – главным был религиозный фактор, по нему судили о происхождении человека. При этом реальное происхождение, по крови как говорится, человека абсолютно никого тогда не интересовало. Как говорил грузинский историк 10 в. Георгий Мерчул, Грузией считается та земля, где церковная служба ведется на грузинском языке. И если, скажем армяне принимали грузинскую направление, т.е. становились православными, то сразу же соотечественники и окружающие их именовали «иверами», т.е. грузинами, а если принимали византийское православие, то тогда их именовали «цатами», т.е. греками. При этом никто не сомневался, что по происхождению и языку они армяне, но, тем не менее, таковыми из-за принадлежности к другой вере не признавались. Со временем эти армяне забывали родной язык и деэтнизировались, становясь грузинами или греками. В 12 в. грузинский царь Давид IV пригласил в страну 40 тыс. тюрок-кыпчаков. С женами и детьми это делает примерно 150-200 тыс. чел. Для маленькой Грузии это – огромная цифра, даже сегодня. Но очень скоро, всего через полтора столетия об этих тюрках в Грузии не стало упоминаний. Причина банально проста – они приняли православие и стали для всех «грузинами». И со временем полностью огрузинились. И так было везде в средние века. В мусульманских сочинениях периода Крестовых походов часто пишут «франки», но под этим словом имелись в виду не собственно французы, а все европейцы-католики. То же было и в исламском мире. И все время шли процессы ассимиляции по этой линии. Когда читаю о том, что в Османской империи вынуждали армян и других христиан (грузины и др.) принимать ислам, я понимаю, что это пишут люди, не державшие в руках османские источники. С одной стороны, есть много фарманов (указы) султанов, требующих ограничивать принятие ислама. Причина банально проста – главным был финансовый вопрос. Все подданные должны были платить налоги, но не-мусульмане должны были дополнительно также платить за свою веру. А если они еще и живут в городах, то подати за ремесла еще более возрастали. Потому-то многие, в первую очередь знать и ремесленники переходили добровольно в ислам, чтобы избежать такого налогообложения и сохранить свои средства.
В общем, в Османской империи христиане не представляли опасность, особенно когда империя была могущественной. Наоборот, христиане приносили прибыль, почему их даже ценили власти. В Османской империи многие отрасли промышленности были в руках армян. И не только промышленности. Большинство банкиров, купцов были также армяне. Как можно говорить о том, что армяне скрывали свое происхождение в Османской империи, если они указом султана в 1863 г. имели свой «Устав армянского народа», по которому даже судить армян за уголовные преступления должна была община, а не мусульманские власти! Если в первой половине 19 в. в одном Стамбуле выходило ежедневно 14 армянских газет! И в переписях армяне постоянно указываются. По последней переписи 1914 г. указаны и армяне-григориане и армяне-католики, и их немало!
То есть, разговоры о том, что скрывали свое происхождение – это современные легенды. Другое дело, что наше время – это время роста этнического самосознания, который охватил многие народы, особенно на Востоке. В Средней Азии вчера еще именовавшие себя узбеками, стали считать себя таджиками. И их немало в Самарканде особенно. Их теперь надо считать «скрытыми таджиками» или «криптотаджиками»? У нас в Азербайджане многие официально записанные лезгинами стали объявлять себя будухами, крызами и частью других дагестанских народов. Многие записанные и считавшиеся азербайджанцами стали говорить о возвращении к своим корням и именуют сегодня себя татами, талышами, курдами и т.д. А есть случаи (сам занимался в свое время), когда живущие на Апшероне «вдруг» вспомнили о своих арабских корнях и из азербайджанцев стали арабами. Они теперь «криптоарабы»? Или возьмите Россию. Заставляли ли русские после завоевания Казанского ханства местных мусульман принимать православие? Нет. Но многие из числа особенно знати принимали в силу многих причин. И становились убежденными русскими и православными.
Когда работал над книгой о месхетинских турках, то видел, что они в массе действительно турки. Но были среди них и потомки христиан, принявших ислам. Это знатные рода месхов и т.н. «хемшины» (иногда пишут – «хемшилы») – вот этих и именуют сегодня по большей части «криптоармянами». Но дело в том, что мы толком не знаем ничего о них даже сегодня. И уж тем более никто не сможет ответить на вопрос – сколько человек раньше себя считало представителем одного этноса, а потом вернулось так сказать к своим корням? Это очень условная тема. В свое время в СССР дискуссии шли, что главное – кровь или происхождение человека? Или его самосознание? Вот Искандер Гамидов родился в курдской семье, его брат считал себя курдом. А Искандер считал себя не азербайджанцем даже, а тюрком. И что делать? Считать его тюрком или курдом? Что главное – происхождение или самосознание? И как таких людей подсчитать? По каким критериям? И насколько искренне те, кто сегодня говорит, что в прошлом он скрывал свое происхождение? Поэтому все цифры по тем же «криптоармянах» носят откровенно пропагандистский характер и полностью высосаны из пальцев.