Здравствуйте Ариф бей , я рад приветствовать вас на азербайджанской земле . Хочу пожелать вам и вашей семье спокойствия и благополучия .
Хотел спросить у вас про апрельскую операцию , что это было по вашему ? Был ли какой то доклад со стороны Анджея Каспрешика в ОБСЕ , вы с ним знакомы (докладом) ?
Рад Вас приветствовать также, Beybars! Большое спасибо за теплые слова.
На днях вышла наша совместная книга под названием «Из советского лагеря в азербайджанскую тюрьму» и там в последней главе подробно как раз об этом. Сейчас же отвечу кратко. На 31 марта 2016 г. был запланирован визит Ильхама Алиева в США для участия 1 апреля в четвертом Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. У Ильхама Алиева были большие надежды в связи с этим визитом. Ведь в 2014-15 гг. его отношения с администрацией Барака Обамы были сильно испорчены. А тут падение цен на энергоресурсы, девальвация национальной валюты и возникшие в экономике серьезные проблемы. Ему важно было получить серьезную финансовую помощь и заручиться политической поддержкой. Ильхам Алиев давно жаждал получить личное приглашение и встретиться официально с президентом США. Президенты Грузии и Армении лично встречались с президентом США, а у Алиева такой встречи не было. Только в 2010 г. Ильхаму Алиеву удалось в коридорах ООН устроить небольшую фотосессию с Бараком Обамой. Но и она было встречена в американской прессе крайне негативно. После этого Барак Обама счел за благо не допускать более такого позора, чреватого для его репутации. Разумеется, азербайджанская сторона не раз лоббировала встречу, но Барак Обама также упорно отказывал в аудиенции азербайджанскому президенту. И потому приглашение принять участие в саммите в Вашингтоне Ильхам Алиев воспринял как огромный успех и шанс добиться поставленных целей. Чтобы создать благоприятный фон, за две недели до визита в США 17 марта Ильхам Алиев подписал указ о помиловании 148 заключенных. Среди них 14 известных политзаключенных. Власти рассчитывали, что этот акт будет оценен очень высоко и поможет смягчить критику в свой адрес в ходе визита в Вашингтон.
Но ожидания Ильхама Алиева не оправдались. Ему не удалось добиться аудиенции с Бараком Обамой, была лишь общая фотосессия всех участников саммита. А в ходе совместной встречи с вице-президентом Джо Байденом и госсекретарем Джоном Керри последние поблагодарили Ильхама Алиева за мартовский акт о помиловании, но указали, что за решеткой томятся больше ста других невинно осужденных политзаключенных, которые ждут своего освобождения. Безусловно, Ильхаму Алиеву было крайне неприятно выслушать высказанную в Вашингтоне озабоченность в связи подавлением в Азербайджане прав и свобод граждан. Он ждал слов благодарности за помилование небольшой группы политзаключенных, чтобы потом повести торг за судьбы остальных, как это уже бывало не раз в предшествующие годы. А вместо этого – отказ от отдельной встречи с ним президента США и требования прекратить репрессии.
Разгневанный Ильхам Алиев отреагировал в свойственной ему манере – отдал приказ начать боевые действия. Причем отдал приказ, еще когда был в самолете, возвращаясь из Вашингтона в Баку. Ведь карабахский конфликт – это прекрасный фактор для того, чтобы отвлечь внимание от себя, да еще заработать политические и финансовые дивиденды на этом. То есть, корни апрельской кратковременной войны следует искать в визите Ильхама Алиева в США.