в)Государственный переворот 22.02.2014 г.
Это на самом деле историческое событие по своим последствиям. Фактически историю российско-украинских отношений и взаимоотношений России и Запада можно делить на до госпереворота на Украине и после госпереворота на Украине. Это событие уникально тем, что это был наглый кидок своих партнеров по переговорам, когда США/ЕС решили нагло обмануть Россию, через день забыв о соглашении от 21.02.14, которое сами же и подписали и гарантами которого сами же были.
Документ, подписанный 21 февраля 2014 г., предусматривал: возвращение в течение 48 часов конституционных поправок 2004 г. об ограничении власти президента, которые были отменены в 2010 г.; формирование правительства национального единства в течение 10 дней; сдачу нелегального оружия; проведение президентских выборов по новому избирательному законодательству не позднее декабря 2014 г.; деблокирование улиц и зданий. Гарантами по данному соглашению выступили министры иностранных дел Франции, Германии и Польши.
Участники переговоров рассказывают, что Путин позвонил Януковичу и призвал его принять условия соглашения. В тот же вечер Обама позвонил Путину. Оба президента обсудили по телефону необходимость полной и незамедлительной реализации соглашения.
Таким образом 21.02.14 было пописано соглашение Янукович-оппозиция, гарантами по которому выступил ЕС. Данное соглашение было поддержано США, которые просили Россию повлиять на тогдашнего президента Украины Януковича с тем, чтобы он не применял силу против оппозиции.
Вот как вспоминает эти события Путин: «В этот же момент к нам обратились американские партнеры. Они попросили нас, чтобы мы сделали все, я сейчас говорю почти дословно просьбу, чтобы Янукович не применил армию, чтобы оппозиция освободила площади, административные здания и перешла к выполнению достигнутых соглашений о нормализации ситуации. Мы сказали: "Хорошо". Через день был совершен государственный переворот».
На следующий день оппозиция совершила государственный переворот и антиконституционный вооруженный захват власти. Были захвачены здания государственных органов в Киеве, а парламент при очень странных и вызывающих вопросы обстоятельствах, проголосовал за отстранение Януковича от власти, что является неконституционным актом, так как процедуры импичмента не были выполненными. США/ЕС сделали вид, что никакого соглашения от 21.02.14 не было и сразу поддержали этот госпереворот. Западные лидеры не высказывали опасений по поводу происходящих событий и не стремились к новым договоренностям взамен соглашения от 21 февраля, некоторые положения которого уже были неактуальны.
Через день после смены власти США выразили «решительную поддержку» новому руководству Украины. Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, прибыв в Киев, заявила, что «ситуация изменилась» и поэтому соглашение 21 февраля можно не принимать во внимание. В кулуарах некоторые представители Запада приветствовали смену правительства в Киеве и не считали нужным вести переговоры с Москвой, как это было, пока Янукович находился у власти. Позже Майкл Макфол, тогдашний посол США в Москве, признался, что получил множество «поздравительных мейлов» от коллег после революции.
Приподнятое настроение в западных столицах объяснялось ощущением неожиданной победы над Россией в соперничестве за Украину. Новое правительство было полностью прозападным и готовым выполнять все хотелки США/ЕС. Положения соглашения от 21 февраля, еще не утратившие актуальность, – в частности, формирование правительства национального единства, уход протестующих из захваченных зданий, конфискация незарегистрированного оружия – были забыты. Более того, после свержения Януковича не было никаких контактов с руководством России. Обама не звонил Путину до 1 марта.
Провал соглашения от 21 февраля стал результатом плана Запада по приведению к власти в Киеве лояльного правительства, которое сразу взяло курс на ярую русофобию. В новом правительстве каждый третий министр принадлежал к крайне правой (и активно антироссийской) партии «Свобода», и эти люди пришли к власти благодаря вооруженным националистическим группировкам, которые по-прежнему контролировали правительственные здания в центре Киева. Через два дня после государственного переворота Верховная Рада проголосовала за отмену закона 2012 г., разрешающего областям при определенных условиях официально использовать русский и другие языки меньшинств.
От такого наглого обмана, руководство России даже несколько впало в ступор. Видимо в Москве никто не ожидал, что руководство США, Франции или Германии могут вести себя как мошенники. Сначала дать слово, выступить гарантами, заключить соглашение, а на следующий день сделать вид, что ничего не было.
В интервью, данном в марте 2018 года, Путин не скрывал, что был ошарашен таким наглым обманом: «Я бы сказал так: что так грубо и нагло, пожалуй, в первый. Так чтобы сказали, что давайте сделаем так, а, на самом деле, все сделали по-другому и даже не соизволили как-то что-то сказать на этот счет, такого, пожалуй, не было. Ну, хоть бы позвонили, хоть бы что-то сделали, хоть слово бы сказали. Хотя бы сказали, знаете, есть такое понятие, как "эксцесс исполнителя" - что мы этого не хотели, но вот события так развивались, но мы сделаем все, чтобы вернуть все в правовое поле. Ни слова, наоборот - полная поддержка тех, кто совершил государственный переворот».
Сегодня, когда оплакивают Будапештский меморандум, вспоминают о неком международном праве, почему-то забывают, что раньше было грубое и наглое нарушение соглашения от 21.02.14. Именно грубое нарушение соглашения от 21.02.2014 и последовавший за ним государственный переворот и антиконституционный вооружённый захват власти, стали тем спусковым крючком, который запустил цепь событий приведших к 24.02.2022 г.
Сама по себе антироссийский государственный переворот на Украине в феврале 2014 г., был абсолютно неприемлем с точки зрения интересов и престижа России. Поэтому российская правящая элита неизбежно должна была ответить на выпады типа «кто не скачет, тот москаль». Соответственно, неизбежной и явной задачей Москвы было чётко продемонстрировать Украине, что та исчерпала лимит на антироссийские выходки. Поэтому можно сказать, что мир между Украиной и Россией был разрушен не Путиным, а государственным переворотом и антиконституционным вооружённым захватом власти в Киеве, активно поддержанным Западом.
Ответом России стало воссоединение Крыма с Россией, вопрос, который не решался с 1991 г. Основной проблемой присоединения Крыма стало то обстоятельство, что при сохранении статуса остальной Украины, воссоединение Крыма не улучшало, а в целом ухудшало геостратегическое положение России, делая Украину своим антагонистом. Устранить эту угрозу можно было двумя способами: либо радикально изменив политический курс Украины, либо резко ослабив её тем или иным способом — лучше всего путём её расчленения и присоединения к Российской Федерации русскоязычных областей Юга и Востока Украины, составляющих так называемую Новороссию.
Но, Москва, присоединив Крым, по-видимому, оказалась не готовой к дальнейшим решительным действиям на Украине. Это оказалось крупным просчётом — как теперь очевидно, в Москве переоценили масштабы пророссийской активности в этих регионах Украины и недооценили силу украинского национализма и заинтересованность украинских элит в сохранении «самостийности» и своего места в ней. В результате отказа России от силового прикрытия восстания на Украине руки у Киева оказались развязанными, на Востоке страны разразилась кровавая гражданская война, день ото дня набиравшая обороты и обрекающая Россию на вовлечённость в эти трагические события.
Совершенно ясно, что российская военная операция на Украину в апреле-мае 2014 г. неизбежно привело бы к стремительному крушению украинского государства в его нынешним виде и поражению чахлых украинских вооружённых сил. Это дало бы возможность кардинально решить «украинский вопрос», отделив от Украины русскоговорящие области и обратив оставшуюся Украину во второразрядное государство, неспособное серьёзно угрожать российским интересам.
Предпринятое Москвой маневрирование с целью избежать западных санкций не дало результата. Как и следовало ожидать, санкции всё равно последовали. Российская же внешняя политика с момента отказа от «прямых действий» на Украине оказалась в результате ввергнута в кризис: Россия несла все издержки «агрессии» (от расходования значительных ресурсов на поддержку донбасских повстанцев до западных санкций), не получая при этом никаких дивидендов. Символическим и в какой-то мере закономерным апофеозом такой российской внешней политики стало крушение малайзийского Боинга-777 МН17 — событие вне пределов компетенции и ответственности Москвы, но за которое Москве таки пришлось нести огромный политический (а по сути, и материальный, ввиду усиления санкций) ущерб.
Разгром украинских войск под Иловайском, привел к заключению Минска-1, а разгром украинских войск под Дебальцево, привел к заключению Минска-2. Фактически состоялось первое, пусть и ограниченное, принуждение Украины к миру. Но, это были тактические выигрыши. Россия утратила инициативу, которую прочно удерживала в феврале-апреле 2014 г., в этой сложной геостратегической игре. Россия блистательно воспользовалась моментом, бескровно присоединив Крым. На остальной части Украины этот момент был упущен.
Применение российской военной силы весной 2014 г. позволило бы избежать кровавой и в общем-то бессмысленной донбасской войны. Тщетное стремление Москвы уйти от западных санкций привело к развязыванию Украиной войны на Донбассе и в конечном счете к введению тех самых санкций. Отказ от решения украинского вопроса весной 2014 г., является стратегической ошибкой российских властей, последствия которого ощущается поныне и будут ощущаться еще очень длительное время. Вспоминаются слова У.Черчилля: «Если обстоятельства этого требуют, нужно применить силу. А если это так, то силу нужно применить в наиболее благоприятных для этого условиях. Нет никакой заслуги в том, чтобы оттянуть войну на год, если через год война будет гораздо тяжелее и ее труднее будет выиграть».
Украинский кризис во многом предопределён позицией Запада и его сложившимся мнением о России. Как и ранее, в основе этого взгляда лежит полное непризнание за Россией каких-либо прав, интересов и озабоченностей в отношении обеспечения своей безопасности. Любые действия России по отношению к Украине не имеют никакого значения — позиция России в отношении Украины и русских интересов на Украине (а также расширения и усиления военного присутствия НАТО) игнорировалась бы в любом случае, даже если бы Крым остался под контролем Киева и не пролилось бы ни капли крови. В лице Украины Запад наконец-то нашел страну, которая готова воевать с Россией ради интересов других стран. Война Украины с Россией не несет критических рисков для Запада, который может при таком раскладе подпитывать Киев оружием и вести войну с Россией чужими руками. Западу выгодна российско-украинская война, в ходе которой он надеется максимально ослабить Россию. Поэтому все эти годы Запад помогал Киеву усиливать свой военный потенциал и натравливал его на Россию. Странно, что украинские элиты и общество, оказались готовы играть в эту игру «война с Россией до последнего украинца».
В этих условиях «второй тур» на Украине был неизбежен, тем более что Киев с каждым годом становился все наглее и не собирался выполнять Минские соглашения. При активной поддержке Запада на Украине полным ходом шли приготовления к войне с Россией. При этом украинское руководстве не скрывала своих намерений и лишь выжидало удобного шанса, чтобы нанести удар. Фактически на землях исторической Руси искусственно было создано самое русофобское государственное образование, а Киев - мать городов русских - стал столицей этого русофобского государственного образования. Военное столкновение России и Украины были неизбежно.