Ариф Сейфуллаевич, а почему мартовские события 1918 года связывают именно с армянами? Ведь резню осуществляли армянские, русские и азербайджанские коммунисты совместными усилиями, почему же тогда азербайджанцы (и Вы в том числе) выделяют именно "армянскую" сторону, если правильнее выделять "коммунистическую"?
И ещё: на диспуте Вы писали, что в Шуши было два погрома (один против азербайджанцев и два против армян). Можно подробнее?
И ещё Вы написали, что "турков там не было", но турецкие войска ведь входили в Шуши в октябре 1918 года.
И ещё (взялся за клавиатуру и сразу старые вопросы вспомнил ) - насколько правильно связывать Сефевидскую империю, Гаджаров и современную АР? Азербайджанцы обычно говорят, что Сефевиды и Гаджары их прямые предки, наши говорят, что это всё иранские предки и вообще иранская история, а не азербайджанская. Какие есть аргументы в пользу первой позиции?
Сразу столько вопросов, что не успеваю. По порядку.
1. О мартовских событиях 1918 года. Почему я говорю, что пропаганда мешает Вам реалистично смотреть на события в нашем регионе? Вот сейчас покажу наглядно. Возьмем и посмотрим те или иные события в регионе глазами таких же как Вы патриотов и жертв пропаганды, но уже с азербайджанской стороны. Что они, к примеру, говорят об армянских погромах в Сумгаите и Баку? Во-первых, уверяют они, в этих городах жили не только азербайджанцы и в погромах принимали участие также не только азербайджанцы. В Сумгаите среди 6 убитых погромщиков (БТР на них наехал) был один лезгин, среди арестованных 97 погромщиков были и лезгины, и татары и даже армянин Григорян, который и был, с их точки зрения, главным организатором погромов. И в Баку, который всегда был интернациональным, этнический состав погромщиков также был разным. И вообще, это было в СССР, все решала тогда Москва, которая сознательно не пустила войска и милицию вмешиваться. Причем тут азербайджанцы? Это провокация Москвы и советских коммунистов, осуществленная руками армян! Вот так они говорят. И Вы с этим согласны? Нет, потому что как армянин видите минусы этой «логики». Но ведь сейчас я фактически повторил Вашу логику, только с азербайджанской стороны. Вы ведь также рассуждаете, пытаясь оправдать своих соотечественников. Даже не удосужились в Интернете прочесть побольше о мартовских событиях 1918 года Ну, взяли бы хотя бы переписку Ленина с Шаумяном, где Шаумян согласился с оценкой этих событий Лениным и признал, что участие 4 тысячного отряда дашнаков привело к тому, что события в Баку, цитирую - «приняли характер национальной резни». Это писал Шаумян! Учтем также, что большую часть Советского правительства в Баку также составляли армяне, что значительную часть из 6 тыс. Красной армии в Баку также составляли армяне. В результате, значительная часть азербайджанцев тогда бежали из Баку. И главное, погромы в Баку перекинулись быстро и в другие регионы Азербайджана и носили исключительно этнический характер. Сейчас открыты архивы и там можно прочесть о злодеяниях 3-тысячного отряда дашнаков под командованием С.Лалаяна в Шемахе и в прилегающих 58 окрестных селах, где было убито 7 тыс. азербайджанцев. Тогда же 2-х тысячный отряд дашнаков под командованием Амазаспа был направлен по приказу Шаумяна на север Азербайджана, где разгромил г.Губу и 122 сел вокруг, убив здесь 2 тыс. азербайджанцев и лезгин. В советские времена все это именовалось «установлением советской власти», но не указывалось, как это на самом деле было. Все это я так подробно написал, чтобы показать, что Ваш вопрос сильно напоминает позицию азербайджанских патриотов по армянским погромам в Азербайджане. Подход один – оправдать деяния своих и акцентировать внимание на преступлениях своих врагов.
2. Относительно погромов в Шуше - в ночь на 23 марта 1920 г., когда азербайджанцы праздновали свой Новый год (Новруз), армяне внезапно напали на азербайджанцев в Шуше и устроили погром застигнутых врасплох местных азербайджанцев. Те бежали из города и призвали на помощь войска из Баку, очень скоро практически все вооруженные силы республики были брошены в Карабах и в первую очередь на Шушу. Город переходил из руки в руки и в результате мартовских боев Шуша сильно пострадала, буквально была превращена в руины. При этом обе стороны понесли большие потери.
3. Насчет турецких войск Вы правы – я писал по памяти и забыл, что в конце сентября 1918 г. турецкие части начали наступление против дашнакских отрядов и 1 октября без боя вошли в Шушу. Но через неделю покинули город, а через месяц вообще ушли из региона. Ничем в Шуше турки себя не проявили, во всяком случае в архивах нет ничего о их действиях в Шуше. Потому наверное я и не думал о них.
4. Последний вопрос – самый интересный для меня. Это – старая тема и касается не только азербайджанцев и армян, но и остальные народы. Можно ли связывать с тем или иным народом ту или иную империю прошлого? Имеют ли отношение современные итальянцы к наследию древнего Рима? Или кем был Карл Великий и его империя? Его своим считают и немцы, и французы, и даже голландцы. Или к какой истории следует относить историю Руси со столицей в Киеве – к России или Украине? А если брать Восток, то из-за наследия тех же Сафавидов ведут борьбу не только азербайджанцы и персы, но также и многие народы Средней Азии. Шаха Надира своим считают азербайджанцы, пишут о нем книги, но также его своим считают и туркмены, узбеки и казахи и также пишут о нем книги. А какое отношение к современным государствам имеют древние государства? Скажем древняя Галлия к современной Франции? Или Урарту к Армении? А Манна и Мидия к Азербайджану? Повторяю, это - старая тема. И связана с тем, что сейчас государства носят национальный характер (за редким исключением) и свою историю выстраивают на основе того, что было на этой территории когда-то. А раньше были династические государства и этнический фактор не играл роли. Религиозный – да, а этнический – нет. Вот и возникают эти проблемы и вопросы. В то же время, упомянутые Вами государства тесно связаны с тюрками и тюркскими племенами. Потомки их живут в Азербайджане, но также в Иране и многих республиках Средней Азии. Я встречался у нас в Азербайджане с потомками Каджаров, Сефевидов и других племен, игравших у нас роли. Это все они воспринимают как свою историю. Поэтому это – часть истории Азербайджана безусловно. Но и часть истории современного Ирана также. И это все нормально.
Сообщение отредактировал Arif Yunus: 04 Январь 2020 - 19:08