Опубликованная в haqqin.az статья о сокровищах и затонувших кораблях на Каспии вблизи Абшеронского полуострова нашла отклик у знаменитого охотника за сокровищами затонувший кораблей, американского ныряльщика, настоящего профессионала дайвинга Билла Уоррена.
"Я знаю, где искать и как достать для Азербайджана исторические артефакты из затонувших кораблей на Каспии", - сказал Уоррен haqqin.az. От одного описания деятельности Уоррена может дух захватить у людей, выросших на книгах Стивенсона или Сабатини.
Дайвер с почти 50-летним стажем, Уоррен нырял за сокровищами в глубины Атлантики у берегов Флориды, исследовал затонувшие корабли около Гавайских островов, в водах вблизи Намибии, в районе Бермудского треугольника, у берегов Британии, Западной Индии. В богатом в прямом и переносном смысле океане Уоррену попадались испанские галеры, французские фрегаты, британские экспедиционные суда ее королевского величества. Вместе с другом, также известным дайвером Джо Барнетом, они обнаружили в различных уголках мира до 200 затонувших кораблей и самолетов. Извлекли около 500 тыс ювелирных изделий, монет и других предметов, представляющих историческую ценность.
Со статьей в haqqin.az Уоррен ознакомился, будучи на отдыхе в Баку, и был вдохновлен идеей поиска и исследования затонувших кораблей на Каспии. Еще 4 года назад Уоррен встречался с руководством Музея истории Азербайджана и Института археологии и этнографии НАНА. Он питает огромное уважение к памяти покойного азербайджанского гидроархеолога Виктора Квачидзе. «Этот ученый с устаревшим оборудованием проделал гигантскую научную работу. Непостижимо, как это удалось Квачидзе со столь ограниченными в техническом плане возможностями», говорит Уоррен.
Американский дайвер отмечает, что мир знает о природных ресурсах Каспия, теперь настало время узнать о богатой истории судоходства и о богатствах, хранящихся в затонувших кораблях на дне моря.
Ветеран дайвинга обратился в Министерство туризма и культуры Азербайджана с предложением организовать исследования затонувших кораблей около берегов Абшерона. По словам Уоррена, это предложение было с интересом встречено в министерстве.
Такой дайвинг требует специальной подготовки, высокого профессионализма, навыков и опыта. Предложение Уоррена способно не только обогатить наши музеи, историю и культуру, но и создаст новое направление в туристической отрасли и национальном спорте. Уоррен с удивлением рассказывает, что в Баку, в большом приморском городе он не встретил ни одного дайвинг-магазина и дайвинг-клуба.
Есть прекрасная возможность для популяризации дайвинга в Азербайджане. По его словам, для проведения исследований не требуется больших затрат. Конечно, нужно оборудование для исследования дна моря: сонар, морской детектор металла, катер, с которого можно будет проводить погружения и прочее оборудование. Команду ныряльщиков можно сформировать из 2-3 специалистов его компании и опытных азербайджанских водолазов, работающих в SOCAR.
Также потребуется привлечь специалистов Института археологии для оценки исторической ценности предметов, которые будут извлечены со дна моря. Такая работа потребует правильной организации и пользования современными техническими средствами, с помощью которых можно будет извлекать предметы не только из кораблей, лежащих на дне, но и находящихся под морским грунтом.
"С утонувшего корабля, особенно если его подбили, предметы рассыпаются на определенный участок дна, которые с течением времени покрываются илом. Мы доставали предметы на поверхность устройством, похожим на большой вакуумный пылесос с длинным и толстым шлангом, который «сдувал» ил с предметов, а затем втягивал артефакты на поверхность в катер". - сказал Уоррен.
Отметим, что азербайджанский исследователь Виктор Квачидзе был знаком с хранящимися в Российской Географическом Обществе (РГО) документами семнадцатого века, на которых дословно была указана «уйма затонувших кораблей». Всего за несколько лет дно Каспия на небольшой глубине было буквально усеяно кораблями.
По словам Уоррена, в национальных водах тех стран, где он работал, были заключены соглашения между его компанией и правительствами этих государств. Поднятые со дна предметы, представляющие историческую ценность, попадают в музеи. Другие вещи старины могут представлять интерес для частных коллекционеров и музеев, в этом случае государство может продать эти предметы через аукционы. То есть, это источник дохода для государства. В последний раз Уоррен в 2014 году нырял у берегов Симферополя в Черном море, и в затонувшем корабле он нашел и доставил на поверхность красивую амфору времен Византийской империи. Он уверен, что его миссия на Каспии будет очень успешной, достойной демонстрации по телеканалам National Geographic, Discovery Channel и History Channel.
Отметим, что, по словам историков, судоходство на Каспии в шестнадцатом и семнадцатом веках было более интенсивным, нежели в прошлом веке. Дорог и коммуникаций по современным понятиям не было, и море было самым удобным и быстрым путем передвижения. Но тут были свои проблемы: штормы, ураганы, подводные скалы и морские разбойники. Десятки лет Россия и Персия противостояли друг другу, воевали на море, топили военные и торговые корабли в борьбе за владение Каспием. Много работы для современных дайверов оставил легендарный атаман морских казаков-разбойников, классический пират Стенька Разин.
Если Уоррену удастся поднять останки кораблей, почему бы не создать в Баку уникальный музей истории Каспийского мореходства? Или организовать, как это делается в туристически индустриальных странах, подводные экскурсии к затонувшим кораблям и руинам древних городов?
Тем временем команда Российского Географического Общества 20 сентября этого года разбила экспедиционный лагерь на берегу в Дербенте, и на нескольких катерах начала исследования дна Каспийского моря в поисках затонувшей флотилии Петра Великого. Поисковые работы осуществляются в два этапа: первый – сканирование дна моря с помощью 3D-сканера, второй – подводное обследование аквалангистами на глубине до 40 метров, фото- и видеофиксация. Первая часть исследования – установка мест залегания утонувших кораблей, участвовавших в Персидском походе, продлится до 30 сентября… Нам бы такую расторопность.http://haqqin.az/oldage/81138