Золотое дно у берегов Азербайджана
Русское географическое общество (РГО) готовится отправить экспедицию для исследования дна Каспия вблизи Дербента в поисках кораблей Петра I. Как сообщили haqqin.az в Татарстанском отделении Русского Морского Общества (РГО) экспедиция отправится в Дербент в середине этого месяца. Дайверы будут искать корабли, затонувшие во время Персидского похода российского императора Петра I.
У этого представляющего большой научный интерес события, существует глубоко сакральная коммерческая сторона. А дело в том, что оборот на мировом рынке антиквариата, извлеченных с утонувших в стародавние времена кораблей предметов старины, может составить конкуренцию по прибыльности торговле наркотиками и оружию.
К сожалению, пока в Азербайджане и вообще на Каспии подводной археологией и вообще затонувшими кораблями занимаются «черные дайверы», нелегальные добытчики предметов старины из числа аквалангистов высшего класса. У берегов Баку орудовали «черные ныряльщики» из Петербурга и других городов России. Так сложилось, что 6-7 километровая зона вдоль берега в азербайджанском секторе Каспия исторически был самым интенсивным местом судоходства. Тут шли торговые суда, происходили морские сражения, и с незанятных времен тонули корабли. Впервые об огромных богатствах, лежащих на дне азербайджанского сектора Каспия, заговорил легендарный азербайджанский гидроархеолог, ныне покойный старший научный сотрудник Музея истории Азербайджана и Института археологии Академии наук Виктор Квачидзе.
В середине двухтысячных годов Квачидзе сообщил автору этих строк, что видел датированную 1896 годом одну из карт РГО с обозначением затонувших кораблей. «На ней, что называется, уйма отметок о затонувших кораблях на Каспии. И это только за один 1896 год. Теперь представьте, сколько же судов затонуло за 100-200 лет. Суда лежат на глубине от 10 до 35 метров», сказал он.
С затонувших судов поднимают различные предметы старины: монеты, посуду, оружие, предметы быта, украшения, мушкеты, сабли, корабельное оборудование и прочие вещи, представляющие исторический интерес. Квачидзе рассказал очень интересную историю, произошедшее в середине 70-х, во время дноуглубительных работ в Бакинской бухте. Там работало специальное судно «Фрунзе», оснащенное большой черпалкой. «Экскаваторщик зачерпнул донный «кусок», а в баржу из ковша, как из рога изобилия, посыпались старинные монеты. Неделю ковшами добывали монеты.
Под водой работать в бухте невозможно из-за трехметрового слоя мазута, накопившегося на дне, где и лежат монеты. Единственное, что оставалось, так это исследовать каждый ковш земли. Вместе с донным грунтом вытащили до 10 тысяч прекрасно сохранившихся монет разного достоинства, отчеканенных в 1758 году русской императрицей Елизаветой Петровной, а также монеты периода Екатерины Великой, две-три монеты времен Павла I, и самая последняя датирована 1812 годом - двухкопеечная монета Александра I. Всего монеты охватывали период от 50 до 60 лет. По предположениям, монеты были на корабле, который привез жалованье для дислоцированных в Баку русских солдат, которые участвовали в русско-турецкой и русско-персидской войне. Интересно, что среди монет нашли флакончик духов того периода. В нем сохранилось несколько капелек духов.
В более ранние времена купеческие суда плавали по Каспию от персидского города Абискона на юге Каспия до Итиля - хазарского города на севере. Вдоль всего западного побережья шли морские торговые пути. Под водой в районе приморского поселка Бильгя около Баку ученые нашли предметы 17-го века - китайскую, персидскую старинную посуду, русские ножи, прекрасной работы старинный серебряный ковшик.
Известно, что по Каспию плавала экспедиция Патрокла, которого Александр Македонский отправил искать выход из Каспия в Северный Ледовитый океан. В античные времена на Каспии уже строились суда в районе Абискона. На Каспии отмечалось интенсивное мореходство в период раннего средневековья. Как предполагают ученые, здесь плавали Марко Поло, генуэзские и венецианские суда. В 17-м веке голландский мастер парусного дела Стрейс потерпел крушение в районе Дербента. В книге "Три путешествия" он рассказывает, как его ограбили и пленили. В Шемахе он получил свободу и некоторое время помогал строить корабли. Квачидзе нашел якорь периода викингов в Бильгя и на острове Санги Мугань. Подобные якоря были найдены и на судах викингов на Днепре. Большой интерес представляют походы русов по Каспию. Основу русских дружин составляли норвежские викинги. На своей ладье они по Волге прошли в Каспий, потом около острова Санги Мугань вошли в русло Куры и по этому руслу дошли до Барды и разгромили ее. Расцвет пиратства в этом море приходится на 17-й век, когда на островах в Каспии проходил так называемый процесс «казакования». Отряды казаков, обжившиеся на островах, нападали на караваны судов. Любой корабль, приближавшийся к Абшерону со стороны восточного и южного берега, подвергался нападению казаков. Вплоть до 19-го века бушевало казачье пиратство. Разин потопил одним разом 12 кораблей персидского адмирала Менедихана, которые адмирал приказал сковать цепью. Разин потопил центральный корабль, который унес за собой на дно все остальные. Эти корабли так и лежат на дне вблизи Баку. В свою очередь, много кораблей Разина потопил посланный русской императрицей российский военный флот.
Квачидзе за время занятий подводной археологией нашел несколько тысяч предметов старины. Неизвестно, сколько предметов старины вывезли с «Клондайка» на дне азербайджанской части Каспия местные и иностранные «черные» дайверы. Настало время нашим специалистам, подобно российским ученым, заняться археологией утонувших кораблей.http://m.haqqin.az/news/79763