По ситуации на 1987 НКАО+Шаумяновский район это и была по сути Армения. Все должности, все хлебные и уважаемые места у них. Образование и обычная речь все на армянском. Крупные азербайджанские села внутри НКАО все были подчинены армянским сельсоветам. В 1970 каком-то году азербайджанец был направлен корреспондентом какой-то газеты в Степанакерт. Они его тихой сапой уговорили переехать из Степанакерта то ли в Агдам, то ли еще куда-то. Уговаривал его председатель горисполкома. Уговоры шли в духе - давай поможем купить квартиру побольше, есть вариант там и вот там. Это в 90 каком-то году поняли, что они чистили Степанакерт, чтобы там не было тюркского элемента. Тогда даже вопроса не было в таком виде об отделении. Но этническая чистота, идея этнической чистоты уже была.
Армянские колхозы и предприятия - преимущественное финансирование, лучшие земли, водоснабжение, электричество и все такое. Лисагорский совхоз животноводства, туда вообще лучшую крупную рогатую скотину привозили за счет нашего бюджета.
Наши были на обочине жизни. Шла медленная ползучая этническая чистка, типа как в Армении.
Осколок чего-то азербайджанского в НКАО был только в Шуше, как самостоятельной единицы, где азербайджанцы в принципе не были в подчиненном армянам положении. Формальное подчинение Степанакерту было, но по сути Шуша была на особом положении.
На каком-то этапе, мы так точно и не знаем, кто и где, но кто-то сел и посчитал и сказал. Ара, мы всячески вытесняем турок из Арцаха, ара, но их количество растет, ара, их уже в НКАО в 2 раза больше, чем было 40 лет назад. Ара, мы теряем Арцах. Надо что-то делать, ара.
Вот и все. Потом Азербайджан долго их уговаривали. Приезжали и бакинские армяне и говорили им. Ара-ала, хватит, прекратите. Что вы говорите? Давайте жить дружно и мирно. Любые допэкономические, социальные привилегии и все такое, вплоть до ежемесячных выплат каждой семье, но снимите вопрос о выходе. Одна только постановка вопроса о выходе уже ведет дело к конфликту, который ты не остановишь никакими социально-экономическими мерами.
Они сняли вопрос? Нет. Отдельные единичные случаи были среди них, кто был против миацума, но они ничего не решали, они даже боялись говорить об этом среди армян.
Вот в принципе и все, что надо знать о карабахских армянах и помнить это и передавать нашим следующим поколениям для достижения наших целей, основная из которых, конечно, это интеграция этих дорогих граждан.