Перейти к содержимому


Фотография

Чукчи

Россия казаки чукчи

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 17

#1 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 17:29

Народ,ставший героем анектодов,в свое время доставил немало хлопот царской администрации.Покорение Чукотки растянулось на полтора столетия.


Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 17:34

  • beybars это нравится

#2 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 17:33

Чукчи около полутораста лет сражались за свою независимость с русскими землепроходцами, казаками и даже с солдатами, которым так и не удалось покорить их силой. Это объяснялось как объективными,так и субъективными причинами. Вот как в донесении в тобольскую канцелярию (1732) характеризовал этот народ его непримиримый противник капитан Д. И. Павлуцкий (он послужил прообразом негативного персонажа чукотского фольклора, чьим именем чукчанки пугали своих детей): «Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, крепкого сложения, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают. Стреляют из луков и бросают камни, но не очень искусно» . Как мы увидим, капитан (позднее — майор) очень верно отразил особенности физического сложения, этнической психологии и военного дела чукчей.
На северо-востоке Сибири, как и везде, наиболее воинственными были кочевники, а среди них своими боевыми качествами выделялись чукчи-оленеводы, которые разбивали не только ополчения местных народов, но и колониальные войска Российской империи. Участник "физической» экспедиции в Сибирь (1768—1774) И. Г. Георги дал чукчам такое описание: «Они наравне с страною своею крайне дики,суровы, необузданны и жесточае всех сибирских народов... Двадцать чукчей прогонят верно пятьдесят человек коряков...» . Действительно, кочевые чукчи были самым воинственным этносом в регионе, вторыми же по своим боевым качествам являлись оленные коряки.

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 17:34


#3 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 17:42

Какие военные события происходили до прихода россиян в регион, можно лишь предполагать на основании свидетельств фольклора и археологических данных. В частности, в преданиях сохранилось свидетельство о большой войне чукчей с коряками,в которой последние были побеждены, а оставшиеся в живых спаслись в лесах, затем же оленные коряки опять размножились и вступили в новую конфронтацию с чукчами, в это время в регионе и появились русские.
Сначала казаки просто пытались наложить на чукчей ясак, который требовался от других сибирских народов, но чукчи не желали ничего платить, а тем более давать заложников непонятно за что невесть откуда взявшимся пришельцам. В следующем, XVIII столетии основным источником конфликтов в регионе была вражда оленных чукчей и кочевых коряков. За последних, как за своих подданных, вступаются русские власти,они направляют ряд карательных экспедиций против оленных и оседлых чукчей. Это была типичная колониальная война, которая велась небольшими отрядами россиян, привлекавших в свое войско и туземное население со своими оленями. Обычно экспедиционный отряд состоял из нескольких десятков русских,вооруженных огнестрельным оружием, и нескольких сотен туземцев, вооруженных луками. Всего, по подсчетам А. С. Зуева, во второй половине XVII—первой четверти XVIII в.произошло, по крайней мере, 23 вооруженных столкновения русских с чукчами. Война велась с эксцессами с обеих сторон,упоминание о которых можно найти как в чукотском фольклоре,так и в российских документах. Естественно, ни о каком гуманизме в XVII—XVIII вв. речи не могло быть — такова была эпоха. Вспомним хотя бы, что в казаки — основную военную силу сибирских властей той эпохи — из-за нехватки людей рекрутировались ссыльные, беглые, а то и просто искатели приключений. Можно представить, как относились эти «господа» к инородцам!
Итак, чукчи и находящиеся восточнее их на побережье азиатские эскимосы так и не были покорены российскими властями силой и вошли в состав Российской империи лишь номинально в конце XVIII в., платя ясак по своему желанию. Почему? Очевидно, существовал целый комплекс причин, объясняющих данную ситуацию. Во-первых, это удаленность Чукотки от основных центров и сложность переброски сюда провианта,оружия и войск. Во-вторых, постоянная нехватка в Восточной Сибири средств, как людских, так и материальных (вспомним хотя бы упразднение Анадырского острога из-за его нерентабельности). В-третьих, суровые климатические условия: страшный холод зимой и тучи мошкары летом. В-четвертых, отсутствие особых стимулов для проникновения русских на территорию Чукотки: соболя тут нет, полезные ископаемые не были разведаны, можно было добывать лишь ценные моржовые клыки да бивни мамонта. В-пятых, отчаянное сопротивление чукчей завоевателям. Будучи в подавляющем большинстве кочевниками,они, не желая сражаться, могли просто откочевывать при приближении врагов, становясь трудноуловимыми. Чукчи, как мы далее увидим, хорошо приспособились к тактике казаков и умели с ними воевать, то есть их военное искусство также сыграло свою роль в отстаивании свободы. В-шестых, сама социальная структура туземцев создавала сложность для их покорения: тут не было центральной власти, которая могла заключить мир или объявить войну, поэтому колонизаторам нельзя было, сосредоточив свои силы на главным направлении, захватить в плен великого вождя Монтесуму или сапа инку Атагуальпу и продиктовать ему кабальные условия мира. Здесь каждая семейная община действовала на свой страх и риск, координируя при необходимости свои действия с соседями и, шире, с соплеменниками.Это тем более значимо, что чукчи предпочитали не вступать в союзы с иноплеменниками, за исключением эскимосов. Так,например, во время корякского восстания (1745—1756) они отвергли предложение коряков объединиться и пойти походом на русских.
Из-за всех этих причин карательные экспедиции россиян не приводили к кардинальному изменению положения и постановке чукчей под высокую руку государя, поэтому сибирские власти уже с середины XVIII в. были вынуждены сменить «кнут» на «пряник» и договариваться с противником, стараясь не обращать внимания на их набеги. К последней четверти XVIII в. чукчи уже остро нуждались в российских товарах, посему и примирение было взаимовыгодным. Что не могли сделать ружья и пушки, сделали табак, водка и эпидемии: чукчи постепенно утратили былую воинственность. Однако сибирские власти воздерживались от вмешательства во внутренние дела чукчей, среди последних не было царской администрации, они жили по своим племенным обычаям, сохраняли традиционные верования. Впрочем, былая вражда все же давала о себе знать: некое отчуждение и боязнь чукчей существовали у русских, живших в Восточной Сибири, (даже в третьей четверти XIX в. ), а именем чукчей пугали детей . Лишь после Октябрьской революции, в конце 1920—начале 1930-х гг., на Чукотке произошли коренные социально-экономические преобразования, которые привели к кардинальным изменениям в укладе жизни местного населения.
 

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 17:43


#4 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 18:06

Чукотский социум был обществом, где выше всего ценились богатство и грубая физическая сила. Идеалом чукотского мужчины был богатырь с развитой мускулатурой. Для оленевода и охотника физическая сила и выносливость были важнейшим фактором: нужно было таскать тяжелые грузы, гоняться за оленями и зверьми, уметь быстро реагировать на различные жизненные ситуации. Именно физически сильные люди пользовались уважением, подчас они же были и предводителями в делах и их называли эрмэчьыт 'силачи'. Так, А. В. Олсуфьев (1896), со слов колымского исправника, отмечал:«До сих пор на Чукотском Носу есть, говорят, эрем, выбранный также за физическую силу. Однако нередко бывали примеры,что новый претендент на это звание, не дожидаясь выборов, побеждает старого, убив которого, овладевал этим почетным положением». Итак, наибольшим уважением пользовался лидер по борьбе. Подтверждение этому мы находим в одном чукотском сказании: «Силач с Севера... говорит, что такие слабые люди заняли слишком много места, хорошей земли» . По праву сильного силач мог забрать понравившиеся ему вещи, вызывая на единоборство хозяина, который в случае проигрыша должен был отдать требуемый предмет. Причем безразлично, происходило ли состязание с соплеменником или чужаком.
Тренинг был рассчитан как на охотничью, так и на военную подготовку. Мальчика приучали переносить голод, мало спать, развивали его мускулатуру. Воспитание воина, по существу, начиналось с рождения ребенка, когда физически неполноценное дитя мать должна была убить в первый же день его жизни, поскольку уже в материнской утробе им завладел злой дух. Согласно же разъяснениям оседлых чукчей по этому вопросу, данным в 1927 г., отец убивал ребенка, у которого умерла мать, но только если не было родственницы, способной его вскормить, а сам малыш был настолько мал, что не имел зубов,чтобы есть твердую пищу . Чукчи воспитывали мальчика в определенном духе. Они,как спартанцы, поощряли способность ребенка защитить себя,не бросать родственника в трудную минуту, воспитывали стойкость в борьбе, неприязнь к подлым приемам боя .
Закалка мальчика могла начинаться с 5—6 лет, тогда же он начинал помогать отцу в уходе за стадом.Он должен был рано (подчас перед рассветом) вставать, бегать на «лапках»-снегоступах с прикрепленными к ним камнями, бегать,упражняясь с копьем, а став юношей, — бегать рядом с упряжкой оленей, прыгать с камнями на плечах .Кроме того, кочевники учились кидать аркан, а оседлые —метать камни из пращи.
 
Обычно мальчика тренировал отец или воспитатель, показывая ему определенный прием, которым обучаемый должен
был овладеть. У оседлых жителей практиковались и ежедневные упражнения детей в течение нескольких лет в горах около поселка. Дети кочевых чукчей также для проделывания упражнений уходили в тундру, где им никто не мешал . Упражнения производились утром и вечером. Чукотское сказание так описывает тренировку мальчика, который хочет стать богатырем:
«Он целый день бегал по тундре, носил тяжести, приходил домой поздно ночью и спал стоя — опершись о полог» . Подчас тренинг носил жестокий, непосильный характер, возрастные особенности ребенка не учитывались. Мальчик стремился избавиться от двух негативных с чукотской точки зрения качеств: сонливости и потливости. Естественно, при тренинге соблюдались и некоторые диетические установки. Так,тренируемый не должен был много пить, поскольку от воды, по представлениям чукчей, человек тяжелеет

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 18:07


#5 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 18:15

Чукчи были неплохими борцами. В. Г. Богораз отмечал: «Борьба — обычный способ разрешения ссор среди чукоч». Обычно обиженный вызывал обидчика на поединок. Борьба состояла в том, что поочередно один нападал, а другой оборонялся. К. Мерк (1978) так описывал характерные приемы борьбы: «Они хватают друг друга со шлепками по рукам и плечам, прижимаясь друг к другу головами, а ударяя ногами, стремятся подставить друг другу ножку или свалить на землю, прыгают с криком друг на друга, садятся на землю, чтобы перекинуть через себя противника» . Противника старались поднять и бросить на землю и удержать какое-то время на лопатках .
У эскимосов практиковались мощные удары ногой.Как особо опасная расценивалась борьба на натертой жиром скользкой моржовой шкуре, края которой были утыканы остриями из кости . Выигравший мог забрать имущество побежденного 
Было и смертельное единоборство на шкуре — противники вооружались копьями, то есть это был своеобразный синтез фехтования и борьбы К боевым видам тренинга относилось умение владеть копьем, стрелять из лука и носить панцирь. Систему боевых упражнений описывает один документ XVIII в.: «Чукчи все мужественны на копьях и из луков стрелять проворны... обычай имеют... между собой друг с другом штурмуют копьями и надевши куяки бегают вокруг, например, час по три и более, а потом стреляют друг в друга из луков стрелами. Оне же ходят, когда приспеет кочевать, то за табуном всегда пешком в куяках идут» . Записка от 1770 г. сообщает аналогичную информацию: «...а для ловкости и разминажа пинают мячи и копейному сражению обучаются, також и друг друга из луков стреляют до ран» .
Итак, в комплексе соревнований сначала сражались на копьях. Как позднее отметил А. А. Ресин, «у них бывают примерные поединки, которые продолжаются до тех пор,пока один не сломает или не вышибет копья из рук другого»,что и означало проигрыш в игре и в бою. Затем следовало состязание в беге по кругу на выносливость. Напомним, что еще в XX в. в каждом береговом селении существовала спортивная площадка в форме круга диаметром более 30 м, по периметру которого шли три дорожки, а по краям находились камни для поднимания. Во внутреннем круге бежали дети, в среднем —пожилые, а во внешнем — молодые мужчины, состязавшиеся в выносливости на продолжительность пробега . Бегали по несколько часов сразу. Так мужчины могли тренироваться каждый вечер .
В XVIII в., во время постоянных военных столкновений,бегали, как следует из документа, в доспехах. Поскольку доспех был неудобен, то для сражения в нем была необходима определенная сноровка, которая и вырабатывалась путем тренинга. Кроме того, доспех надевали при перекочевке — с теми же целями.К. Мерк  отмечал: «Молодые мужчины нередко упражняются в ношении панцирей, надевая их на целые дни, следуя за обозом нарт по боковым горным дорогам. Нередко им при этом приходится еще тащить на себе кое-какой груз».

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 18:16


#6 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 21:01

Причины войны чукчей с различными этносами были разными, наиболее ранними из них были социальные: споры, похищение женщин, ссоры с летальным исходом и следовавшая за этим кровная месть. Также в раннюю эпоху военные действия могли начаться и со споров об охотничьих угодьях, что особенно часто встречалось у приморских жителей во время их промысла на байдарах. Экипаж байдары обычно в сложных климатических условиях заплывал на чужую территорию и тут захватывался, подчас его убивали, из-за чего приморские жители враждовали между собой.Поводом для начала враждебных действий могло послужить и грубое нарушение установленных обычаем норм поведения, таких как, например, убийство посланника. Все эти и подобные конфликты выливались затем в кровную месть, которая и была обычной причиной для последующей войны .
Во второй половине XVII—начале XVIII в. чукчи вели крупные войны против нижнеколымских и анадырских казаков, упорно пытавшихся наложить на них ясак и призвать в российское подданство, то есть война приобрела политический характер. Взаимоотношения русских и чукчей в последней трети XVII в. ясно рисует пятидесятник М. Колесов из Нижнеколымского острога (1679): «А к нижнему ясачному зимовью немирные люди чюхчи прикочевали и живут от зимовья во днище, а караулят русских людей и ясачных, и как кого схватают, и тех людей всякими разными муками мучат, а в достале смертью позорную кончают» . Чукчи были не лучшего мнения о служилых. Вот как в одной чукотской сказке описывается их поведение во время сбора ясака: «Плохое время это было. На берегу лимана стойбище большое стояло. Часто приходили туда таньги со страшными лицами. Громко кричали они. Требовали,чтобы люди стойбища на них работали и всю добычу от охоты им отдавали» .В XVIII в. причины войны изменяются — процесс эволюции идет дальше — появляются еще корыстные (экономические) мотивы. С кочевыми коряками в XVIII в. шла перманентная война из-за оленьих стад. Как доказывает И. С. Вдовин ,вплоть до начала этого столетия чукчи соприкасались с коряками только в устье Анадыря (вдоль же по течению самой реки их разделяли обитавшие тут юкагиры), лишь активное участие коряков в русских экспедициях, начиная с 1702 г., привело к началу коряко-чукотских войн. Однако тут же следует оговориться,что редкое юкагирское население на данной реке вряд ли могло служить каким-то барьером для походов чукчей на коряков,
ведь в сказаниях последних еще в конце XVIII—начале XIX в.имелась информация об истреблении чукчами коряков, за исключением нескольких семей задолго до прихода в край русских .Еще в середине XVIII в.купец Н. Шалауров конкретно возложил ответственность за набеги на корыстных предводителей анадырских чукчей . Причем набеги велись на кочевых коряков, тогда как с оседлыми ко взаимной выгоде предпочитали торговать. И. С. Вдовин  полагает, что первый набег чукчей на оленных коряков произошел в 1720 г. Впрочем, А. С. Зуев приводит показания оленных коряков от 5 апреля 1711 г., согласно которым,чукчи напали на пенжинских коряков и угнали у них оленей.
Поскольку оленные коряки были к этому времени ясачными, то за них, как за своих подданных, вступились русские, осуществившие ряд экспедиций с целью приведения к покорности и объясачивания чукчей .Вот как охарактеризовал положение капитан Т. И. Шмалев в своей записке (1778): «Чукчи с верноподданными Ее Императорского Величества коряками с давних пор имели несогласия: друг на друга ходили походами и чинили смертные убийства и грабежи, чем российским воинским людям, обязанным защищать коряков,наводили беспокойство» . Однако анадырская команда все же не могла успешно противостоять набегам чукчей из-за больших площадей, которые служилые должны были контролировать. Обычно они несли караул, препятствовали переходу чукчей через Анадырь или, наоборот, догоняли налетчиков .Вражда чукчей и коряков зашла так глубоко, что проецировалась и на загробный мир: коряки в 1777 г. объясняли красные пятна на небе во время северного сияния тем, что это кровь их предков, которые на небе сражаются на копьях с чукчами .Так продолжалось до 1771 г., когда анадырский острог был окончательно упразднен, и чукчи в поисках новых пастбищ стали переходить Анадырь и селиться на южных территориях, где жили коряки .Хотя сами чукчи утверждали, что они ходили в походы на коряков ради добычи оленей, но, согласно русским документам XVIII в.,они это делали ради пастбищ . Видимо, тут последствия приведены вместо причины: в результате отхода коряков чукчи занимали пастбища к югу от Анадыря. После 1771 г. северо-восточная часть кочевых коряков осталась один на один с врагом, тогда как другие на зиму (самое опасное время) прикочевывали к Гижигиской крепости, надеясь, что в случае нападения чукчей русские придут им на помощь. Впрочем в 1770-х гг.отряды служилых рассылались из острога для охраны коряков от чукчей Лишь в 1781 г. гижигинские власти договорились с анадырскими чукчами о прекращении нападений последних на коряков, которые после заключения мира отважились откочевать от крепости к Анадырю и на Камчатку лишь в 1800 г. . Однако если крупные набеги прекратились, то вражда не забылась. В 1808 г. камчатский комендант генерал-майор И. Г. Петровский утверждал, что чукчи «беспрестанно почти дерутся со своими соседями, оленными коряками, по древней, какой-то непримиримой вражде» . Позднее, в 1867 г., Г. Майдель отмечал: «Кровавые стычки давно уже не случаются, но всякого рода грабежи и воровство в ходу в таких местах, в которых лагеря чукотские расположены вблизи корякских стойбищ и поэтому они стараются жить подальше друг от друга».
Таким образом, еще в середине XIX в. в приграничной территории случались небольшие грабительские налеты на соседних коряков, поэтому оба народа предпочитали иметь между собой нейтральную полосу земли.

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 21:03


#7 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 21:17

Согласно преданиям, в более древние времена лишь юкагиры-алаи воевали с чукчами, а омоки и колымцы не сталкивались с ними. Столкновения чукчей с ясачными юкагирами и чуванцами также происходили из-за того, что последние поставляли вспомогательные контингенты в казачьи отряды (вторая половина XVII—середина XVIII в.), хотя ранее между ними преобладали мирные отношения. Чукчи нападали на юкагиров с целью грабежа, увода в плен женщин и детей, угона оленей .Вот как описывает эту войну чуванская традиция: «Чукчи, зная удальство чуванцев, все приноравливались, как бы убить их хитростью, напав врасплох или в ночное время или когда замечали их в небольших партиях...» Напав и вырезав всех, чукчи скрывались еще до прихода на помощь русских (Дьячков 1893: 37). Война с юкагирами приводила к постепенному их истреблению, и в 1763 г. подполковник Ф. X. Плениснер отмечал, что юкагиры по Анадырю и Яблоновой реке все перебиты чукчами, а их жены уведены в плен.
80 последних юкагиров, живших в 15 верстах (16 км) от Анадырска,были уничтожены чукчами в 1756 г., а оставшиеся 10 женщин были переселены в острог .С эвенами чукчи сталкивались редко, также угоняя у них оленей. В эвенском сказании эти столкновения описаны так:
«Чукчи и эвены враждовали, охотились друг за другом, стреляли друг в друга и беспощадно рубились мечами» .Однако, естественно, это эпическое воспоминание о прошлом, тогда как в самих сказках речь идет о небольших стычках .Также стычки могли происходить и из-за охоты на оленей, ведь ламуты подчас охотились на их домашних оленей как на дичь ,хотя уже во второй половине XIX в. чукчи смотрели на эту «охоту» сквозь пальцы, поскольку понимали, что их стада вытесняют диких оленей — основную добычу ламутов .
С обитателями побережья Аляски и островов Берингова пролива вражда была перманентной. Причиной войны становились простые споры из-за охотничьих угодий . Жители Чукотки, как правило, вели наступательные войны, а аляскинцы — оборонительные, хотя нападения с их стороны также случались . В конце XVIII в. азиаты практически ежегодно совершали свои набеги . Эти постоянные враждебные отношения прерывались периодами торговли. Еще в 1840 г. был произведен набег на эскимосов . Это, по существу, была одна из последних войн, в полном смысле этого слова, которую вели приморские жители.
Внутренние войны между чукчами отражены в источниках слабо, во-первых, из-за недостатка у русских информации об этом,а во-вторых, из-за того, что этническое самосознание чукчей в историческое время препятствовало разгоранию междоусобных конфликтов.

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 21:19


#8 robert

robert

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 795

Отправлено 08 Июль 2017 - 21:29

я так  и не понял-они тюрки все-таки или нет?



#9 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 21:31

Поскольку у чукчей не было специализированных военных дружин, кормящихся войной, то их ополчения,собираемые от случая к случаю, не вели перманентных боевых действий. Широкомасштабной войне препятствовало и отсутствие материальной базы, специальных запасов продовольствия,распыленность кочевий и т. д. Как и у других кочевых этносов,стратегия оленных чукчей была мобильной и наступательной.
Оборонительную же стратегию они применяли против карательных экспедиций русских, которым трудно было противостоять:чукчи просто отступали в безопасное место, лишь при необходимости сражаясь, или же сплачивали свои силы для генерального сражения, чтобы одной битвой решить судьбу кампании,как они сделали это против экспедиций А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого. Стратегия же эскимосов и оседлых чукчей была в основном оборонительной: они были менее воинственны, чем кочевники, и предпочитали отсиживаться от набегов в
специальных укреплениях или просто прятаться.
В летний период на Анадыре и других пограничных реках казаки, которые не могли существовать на жалованье, а землю не могли обрабатывать из-за климатических условий, ловили рыбу и промышляли оленей, переправлявшихся в среднем течении Анадыря в одних и тех же местах (в конце XVIII в. — в 160 верстах (170 км) от устья в мае—июне на север, на летние пастбища, а в августе—сентябре назад, на зимовку . Чукчи, приходящие на Анадырь для промысла оленей на байдарах, сталкивались тут с охотящимися русскими и юкагирами.
В этот период казачьи партии особенно часто подвергались неожиданным нападениям чукчей, ведь олени переправлялись на летние пастбища далеко от острога . По-военному кратко и ясно описывает эти нападения комендант Анадырска капитан В. Шатилов (1751):
«Русских людей изождав в какой-либо малой неосторожности по рыбным промыслам, и паки побивают же смертно, берут себе в плен жен и детей, медные и железные котлы, топоры, ножи и прочее, понеже оного в их землице не имеется» . Поскольку в первой половине XVIII в. сами чукчи не доверяли русским и боялись их, они, по сообщению Я. И. Линденау , приходили на промыслы в очень большом количестве, по 150 байдар с экипажем в 15—20 человек в каждой, то есть примерно по 2250—3000 человек, естественно, включая семьи. Еще в начале XIX в. чукчи нападали на русских рыболовов на реке Майн, южном притоке Анадыря . Летом же во второй половине XVII в. чукчи часто напада
ли на немногочисленных русских, ловивших рыбу на Колыме и в окрестностях . Некоторые русские селения на Колыме чукчи просто разгромили, в частности Погромное (заимка рыболовов в трех верстах ниже Нижнеколымска) и Дуванное.
И. Шкловский полагал, что о столкновениях с чукчами свидетельствовали названия как рек (Убиенная, Кровавая, Разбойничья), так и поселков (Погромное, Томилино, где, по преданиям, томилась девица, раненная стрелой, Дуванное, где чукчи делили добычу). 


#10 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 21:35

я так  и не понял-они тюрки все-таки или нет?

склонность к набегам,грабежу,разбою,воровству,кровожадность,негативный имидж среди соседей...в принципе да,они нам подходят)


Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 21:38

  • Шыныхлы и Բակուրակերտ это нравится

#11 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 21:43

Чукчи, несмотря на резкое различие кочевых и оседлых, обладали явной самоидентификацией, ощущением себя единым этносом, лыоравэтлан — «настоящими людьми»,отличными от остальных, говорящих на других языках. Идея национального превосходства также не была чужда чукчам, которые считали себя выше соседних народов, пожалуй, за исключением русских. Будучи лидирующим этносом в регионе, чукчи не учили языков окрестных народов, наоборот, последние, если была необходимость, изучали язык чукчей . Очевидно, осознание себя в качестве единого этноса было вызвано внутренней консолидацией, связанной с постоянными внешними войнами XVIII в.
Своеобразной чертой психологии чукчей был фатализм, пренебрежение к собственной жизни. Чукча мог покончить жизнь
самоубийством даже с досады, не говоря уже о перенесенном позоре . Очевидно, это связано с религиозными представлениями, с верой в загробный мир, как верхний, так и нижний, а также в переселение душ. Как остроумно заметил И. С. Вдовин, смерть, по представлению чукчей, — это своего рода переезд «на новое место жительство», где человек будет заниматься своими делами и жить вместе с умершими родичами.
В экстраординарных обстоятельствах военного времени прежде всего спасали мужчин, затем женщин и детей, поскольку взрослые, будучи спасены, нарожают новых детей, а, с другой стороны, последние не выживут без родителей. Так, при спасении бегством на нартах, когда враг гнался следом, ребенка могли снять с саней и спрятать в сугроб в надежде затем вернуться и забрать его или даже убить.Подобное, с нашей точки зрения, жестокое обращение с детьми было характерно не только для чукчей, но и для других народов региона. Так, оленные коряки перед тем, как спасаться в убежище, также могли заколоть своих детей ножом в сердце .

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 21:44


#12 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 08 Июль 2017 - 21:47

Участник академической экспедиции в Сибирь (1768—1774) И. Г. Георги отмечал, что коряки перед походом взбадривали себя мухомором . Вероятно, чукчи могли делать то же самое, ведь еще на рубеже XIX—XX вв. чукчи Среднего Анадыря перед охотой ели мухомор. Эта традиция известна и для XVIII в., в 1754 г. казак Б. Кузнецкий сам видел, что чукчи поедают мухоморы . Действительно, человек на войне испытывает большие перегрузки не только физические, но и психологические, и их часто пытались уменьшить или снять путем приема наркотических средств, ведь чукчи, как мы помним, сражались долго и исступленно , для чего был необходим источник энергии, в данном случае — мухомор. Гриб ели,отрывая небольшие кусочки и пережевывая их. В первой стадии опьянения человек чувствовал прилив сил, побуждавший его к пению, пляске и просто к хохоту. После трех мухоморов начинались видения — это вторая стадия опьянения, у человека возникали галлюцинации, но он еще не терял связь с внешним миром, которая прекращалась на третьей стадии опьянения. Иногда применяли и мочу человека, недавно поевшего мухоморы, она оказывала не менее сильное влияние,чем сам гриб .Ясно, что, как и на охоте,идущие на войну должны были приводить себя в состояние более легкого опьянения, о чем и упоминает И. Г. Георги. В целом надо отметить, что употребление мухомора в качестве взбадривающего средства характерно для этносов северо-востока Сибири. Употребление мухомора после проникновения в регион русских было в значительной мере потеснено алкогольными напитками.

Сообщение отредактировал Nomad: 08 Июль 2017 - 21:51


#13 17.

17.

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 644

Отправлено 14 Июль 2017 - 00:20

 

Участник академической экспедиции в Сибирь (1768—1774) И. Г. Георги отмечал, что коряки перед походом взбадривали себя мухомором .........

Нам конкретно лапшу в школе вешали про мухоморы..гады

Читал что то ли скифы, то ли викинги перед боем его в сырую жрали, а в некоторых племенах перед первой брачной ночью жениху супчик из мухомора подавали, короче вперед за мухоморами.



#14 Шыныхлы

Шыныхлы

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 2 693
  • ГородМосковия

Отправлено 14 Июль 2017 - 01:50

я так  и не понял-они тюрки все-таки или нет?

Роберт киши,по квалификации Аятоллы,да. :)


  • Բակուրակերտ это нравится

#15 Nomad

Nomad

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 862

Отправлено 14 Июль 2017 - 17:38

Нам конкретно лапшу в школе вешали про мухоморы..гады

Читал что то ли скифы, то ли викинги перед боем его в сырую жрали, а в некоторых племенах перед первой брачной ночью жениху супчик из мухомора подавали, короче вперед за мухоморами.

они оказывается разные бывают

 

Среди специалистов единого мнения о степени ядовитости и съедобности отдельных представителей Amanita нет. Все без исключения признают ядовитыми бледную поганку (A. phalloides), мухомор весенний (A. verosa), мухомор колючеголовый (A. echinocephala), мухомор Виттадини (A. vittaвinii). Относительно опасности красного и пантерного мухомора, которые некоторые исследователи вообще не разделяют, ведутся споры. Дело в том, что химический состав этих двух представителей семейства очень непостоянен и сильно колеблется в зависимости от условий произрастания.

Мухомор красный, по сравнению с иными растительными галлюциногенами, не обладает сильным воздействием на психику человека, как например, псилоцибиновые грибы или айяхуаска. Степень погружения в измененное состояние сознания и его качество при употреблении мухомора напрямую зависит от подготовленности человека к такому переживанию, знания соответствующих мифов и легенд, а так же от различных условностей при сборе и конкретном применении. Если лето выдалось влажным, то мухоморы появляются в лесу уже в конце июля и держатся, в некоторых случаях, до конца ноября, но собирают их, преимущественно, в августе и сентябре, когда на грибах появляются белые крапинки. "Самый сильный мухомор - это август-сентябрь, - считают ительмены. -А дальше пересыхает - влага уходит, крепость уходит. Если сильный мухомор, увидишь много, очень много. Разное-разное". Растут мухоморы по одиночке или рассеянными группами, как правило, на неплодородной почве, под березами, елями, соснами, лиственницами, буками и лесным орешником.



#16 Mesut

Mesut

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 11 510

Отправлено 16 Июль 2017 - 22:28

трт-нин  дедийине  горе  онларда  бизим  гардашмызды ...  онлар  яны  бу  чукчалар ))


  • Montag это нравится

мы  должны  личные  претензии к  власти, и  личные  амбиции  забыть! объединится   ради  родину  в нужный  момент (с)  Закир  Аскер -Оглу  Гасанов 


#17 robert

robert

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 795

Отправлено 16 Июль 2017 - 23:10

трт-нин  дедийине  горе  онларда  бизим  гардашмызды ...  онлар  яны  бу  чукчалар ))

территориальную целостность признают?



#18 Mesut

Mesut

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 11 510

Отправлено 16 Июль 2017 - 23:14

территориальную целостность признают?

 в мире  нет  страны  который  не  признает  наш ТЦ ...  даже   Армянстан признает  если че 


  • Akkad это нравится

мы  должны  личные  претензии к  власти, и  личные  амбиции  забыть! объединится   ради  родину  в нужный  момент (с)  Закир  Аскер -Оглу  Гасанов 






Темы с аналогичными тегами: Россия, казаки, чукчи

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика