Сегодня 2 года как произошел госпереворот в Украине.
Выскажу свои размышления по этому поводу. Тем более два года достаточный срок для подведения каких-то итогов.
По происшествии двух лет надо признать, что события на Украине стали крупнейшим поражением России на постсоветском пространстве за время после распада СССР. Потеряв всю Украину, Россия смогла лишь присоединить Крым и создать ДНР/ЛНР на части территории Донецкой и Луганской областей.
Фактически переворот 22/02/14 стал констатацией полного банкротства политика РФ на Украине и лично Путина.
Механизмом майдана было стремление более пассионарных в национальном отношении Центра и Запада Украины насильственным путём свергнуть доминирующих во власти представителей Востока Украины, поскольку практически на всех выборах более многочисленный Восток «переголосовывал» Западную часть страны. Украинский президент был свергнут людьми, которые за него никогда не голосовали, и в этом смысле майдан никоим образом не является следствием какого-то разочарования в Януковиче. Это как если бы члены Партии чаепития и всякого рода аризонские «милиции» съехались в Вашингтон и свергли президента Обаму, выдавая насильственный акт за волю всего американского народа. Поэтому майдан никак не был связан ни с борьбой с коррупцией, борьбой с олигархами, европейским выбором и прочей лабудой. Так или иначе, победа Майдана 2014 года означала очередной триумф на Украине прозападных и откровенно антирусских сил, активно поддерживаемых и спонсируемых Западом.
Сама по себе антирусская революция на Украине была абсолютно неприемлима с точки зрения интересов и престижа России. Поэтому российская правящая элита неизбежно должна была ответить на выпады типа «кто не скачет, тот москаль». Поэтому можно сказать, что мир между Украиной и Россией был разрушен не Путиным, а антимоскальской революцией в Киеве.
Первые действия РФ были отличными:
- было получено разрешение СФ на ввод войск в Украину,
- была проведена блестящая операция по присоединению Крыма,
- на границе с Украиной была сосредоточена группировка войск в составе почти 80000 человек. Согласно западным сведениям, у украинской границы в марте-апреле были развернуты восемь бригад основными силами (три мотострелковые, три десантно-штурмовые, одна морской пехоты, одна артиллерийская), четыре полка основными силами из состава 2-й и 4-й дивизий (три танковых, один мотострелковый), 27 батальонных тактических групп (14 воздушно-десантных, 12 мотострелковых, одна морской пехоты), 13 групп специального назначения, до 10 отдельных артиллерийских дивизионов. Российские силы были сосредоточены в нескольких группировках, нацеленных как на Киев (через Сумскую и Черниговскую области), так и на Донбасс, и на юг Украины (через Мариуполь),
- начались сепаратистские движения за выход из состава Украины в юго-восточных областях Украины.
Но, присоединение Крыма имело и свою негативную сторону. Основной проблемой присоединения Крыма стало то обстоятельство, что при сохранении статуса остальной Украины, присоединение Крыма не улучшало, а в целом ухудшала геостратегическое положение России, делая Украину своим противником Устранить эту угрозу можно было только резко ослабив её тем или иным способом — лучше всего путём её расчленения и присоединения к Российской Федерации русскоязычных областей Юга и Востока Украины, составляющих так называемую Новороссию.
Такое расчленение Украины не могло произойти без российского силового вмешательства и без военного прикрытия со стороны России действий пророссийских сепаратистских сил — подобно тому, как это было сделано в Крыму.
Совершенно ясно, что российское военное вторжение на Украину в апреле-мае неизбежно привело бы к стремительному крушению украинского государства в его нынешним виде и поражению чахлых украинских вооружённых сил.
Это дало бы возможность кардинально решить «украинский вопрос», отделив от Украины юго-восточные области и обратив оставшуюся Украину во второразрядное государство, неспособное серьёзно угрожать российским интересам.
Но, 24 апреля 2014 года было принято решение Совета безопасности России отказаться от ввода войск на Украину в поддержку восстания в Новороссии. Этому предшествовал телефонный разговор министра обороны РФ С.Шойгу с министром обороны США Ч.Хейгелем. Что было причиной решения отказаться от ввода войск в Украину, какие были побудительные мотивы - этим вопросом наверное еще многие годы будут заниматься историки. Надеюсь когда-нибудь будет опубликована стенограмма заседания СБ РФ от 24/04/14.
На мой взгляд Москва, по-видимому, оказалась не готовой к решительным действиям на Украине и решила попытаться осуществлять военные действия на Юге и Востоке Украины в основном с помощью «местных» и «засланных» повстанческих сил.
Это оказалось крупным просчётом — как теперь очевидно, в Москве переоценили масштабы пророссийской активности в этих регионах Украины и недооценили силу украинского национализма и заинтересованность украинских элит в сохранении «самостийности» и своего места в ней.
Кроме того, был упущен выгодный момент в начале сентября 2014 года, когда после Иловайского разгрома можно было бы хотя бы выйти на границы Донецкой и Луганской областей.
Москва, судя по всему, недооценила степень консолидированности и враждебности Запада по отношению к России. Запад начал вести оголтелую пропаганду о якобы беспредельной российской экспансии и российской угрозе странам Восточной Европы, которые «могут стать следующей целью»
Предпринятое Москвой маневрирование с целью избежать западных санкций не дало результата. Как и следовало ожидать, санкции всё равно последовали. Российская же внешняя политика с момента отказа от «прямых действий» на Украине оказалась в результате ввергнута в кризис: Россия несла все издержки «агрессии» (от расходования значительных ресурсов на поддержку донбасских повстанцев до западных санкций), не получая при этом никаких дивидендов. Символическим и в какой-то мере закономерным апофеозом такой российской внешней политики стало крушение малайзийского Боинга-777 — событие вне пределов компетенции и ответственности Москвы, но за которое Москве таки пришлось нести огромный политический и экономический ущерб.
Надо понимать, что украинский кризис во многом предопределён позицией Запада и его сложившимся мнением о России. Как и ранее, в основе этого взгляда лежит полное непризнание за Россией каких-либо прав, интересов и озабоченностей в отношении обеспечения своей безопасности. Любые действия России по отношению к Украине не имеют никакого значения — позиция России в отношении Украины и русских интересов на Украине игнорировалась бы в любом случае, даже если бы Крым остался под контролем Киева и не пролилось бы ни капли крови.
Поэтому само по себе любое потенциальное радикальное изменение позиции России по вопросу Украины выглядит бессмысленным — никакие жесты доброй воли не будут оценены нашими «бледнолицыми партнёрами».
Самое главное, Россия утратила инициативу, которую прочно удерживала в феврале-апреле, в этой сложной геостратегической игре. Утрата инициативы создавала угрозу полного поражения. Россия блистательно воспользовалась моментом, бескровно присоединив Крым. На Украине этот момент был упущен.
В результате РФ и так оказались под санкциями Запада, разрушенными отношениями с Западом, на ней "висят" ДНР/ЛНР, присоединение Крыма так и не легитимизировано, а в лице Украины РФ получила враждебное государство, которое создает РФ много геморроя.
Поэтому можно констатировать, что отказавшись от ввода войск на Украину весной 2014 года и присоединения юго-восточных областей к РФ, руководство РФ и лично Путин совершили крупную стратегическую ошибку.
Таким образом, по происшествии двух лет решить "украинский вопрос" можно решить лишь решительным наступлением вооружённых сил Новороссии (ВСН) при массированной поддержке Вооружённых сил Российской Федерации с целью присоединения к РФ юго-восточных областей, полного разгрома ВСУ, разрушения гражданских и экономических структур Украины и принуждения киевских властей к миру и заключению реального долговременного мирного соглашения на условиях Москвы.