Российские нефтяники увеличили поставки в Европу и Китай
На них приходится почти 84% поставок нефти из России
14 июня 00:28
Российские нефтяники в 2016 г. успешно защищали от конкурентов свои крупнейшие зарубежные рынки – поставки в Европу и Китай выросли на 11,9 и 23,8%
В последние два года российские нефтяные компании резко увеличили поставки нефти за рубеж. Если несколько лет до этого экспорт падал, то в 2015–2016 гг. вырос почти на 14% при несопоставимо меньшем росте добычи. Происходило это на фоне резко увеличившегося предложения нефти на мировом рынке, что привело к обвалу цен на сырье. В прошлом году они достигли низшей отметки с начала 2006 г. – $28 за баррель.
Но в открытой статистике до сих пор не было данных о том, в какие страны шла российская нефть. С прошлого года частично такую статистику стала публиковать BP в ежегодном статистическом обзоре. Вчера компания обнародовала отчет за прошлый год.
Из документа следует, что крупнейшие рынки сбыта российской нефти – Европа и Китай. Туда ушло почти 84% сырья, поставленного на экспорт. Российская нефть, как и газ, доминирует в Европе. Поставки сюда выросли на 11,9% до 177,4 млн т нефти (35,5% от всего импорта региона). Экспорт в Китай взлетел на 23,8% до 52,5 млн т (13,7%). Больше сырья эта страна покупала только в странах Ближнего Востока (68,4 млн т) и Западной Африки (59,5 млн т).
Также BP отмечает рост поставок в США (на 35% до 1,9 млн т), Центральную и Южную Америку (в 3 раза – до 2,9 млн т) и Индию (тоже в 3 раза – до 300 000 т).
Снижались поставки в Японию (с 14,2 млн до 10 млн т) и страны СНГ (с 23,2 млн до 18,2 млн т).
При этом в целом российский экспорт в прошлом году рос адекватно мировым поставкам. Поэтому в целом доля отечественных нефтяников на глобальном рынке почти не изменилась – 12,93%.
Десятилетиями стабильный рынок торговли нефтью структурно меняется, констатирует аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. «Действуют несколько факторов: на первом месте – волатильность цен на нефть, желание стран-экспортеров при низких ценах наполнить свои бюджеты, а также стремление прогрессивных стран снизить зависимость от традиционных энергоносителей», – указывает эксперт. В 2013–2014 гг. Саудовская Аравия практически потеряла рынок США из-за роста внутреннего производства, в том числе на сланцевых месторождениях. Но при этом Саудовская Аравия проводила агрессивную маркетинговую политику и предпочитала сохранить рынок, пренебрегая ценой на нефть, добавляет глава Argus в России и странах СНГ Вячеслав Мищенко.
https://www.vedomost...ki-evropu-kitai