Непосредственную политическую и моральную ответственность за трагедию 20-го января несут Абульфаз Алиев, Иса Гамбаров, Этибар Мамедов, Неймат Панахов, Рагим Казиев и др. Посылая безоружных людей против регулярных войск, эти лица, вознамеривавшиеся стать лидерами народного движения, по логике вещей были обязаны проникнуться чувством ответственности за возможные трагические последствия, за судьбы и жизни людей. Однако, как показали события, они не способны были прогнозировать развитие ситуации. Более того, узнав о вхождении советских войск в Баку, в панике скрылись кто где мог, многие отсиживались даже не дома, а у друзей.
Таким образом, популизм и безответственность самозваных лидеров, отсутствие политического опыта у лиц, выдвинутых обстоятельствами на авансцену истории, сыграли зловещую роль в разразившейся трагедии. Их непоследовательность, заигрывание с властями и спецслужбами предопределили судьбу народного движения, его трагические последствия.
Наиболее амбициозная часть нарождающейся оппозиции, не рассчитав силу своего влияния, в решающий момент оттолкнула от движения авторитетных, являющихся истинными патриотами представителей научной и творческой интеллигенции, политической элиты. Это было роковой ошибкой, которая негативно сказалась на всей дальнейшей политической судьбе оппозиции.
Подмена демократических ценностей большевистскими лозунгами и методами борьбы, двоедушие и интриганство, нетерпимость и рецидивы тоталитарного мышления, интеллектуальная скудость и отсутствие новых, созвучных требованиям времени идей и т. д. - такова морально - политическая атмосфера, в которой зарождалась и развивалась оппозиция.
На заседании ЦК КП Азербайджанской ССР 22 января 1990 г., председатель КГБ генерал-майор Вагиф Гусейнов, проанализировав политическую ситуацию в республике и вокруг нее, сделал следующий вывод: «Ситуация сегодня такова. Извне республике угрожает армянство, поддерживаемое международными силами. По сути, началась навязанная нам воина, цель которой — отторжение значительной̆ части нашей территории. Ей можно противостоять, лишь объединив в кулак все национальные ресурсы. Но мы этого сделать не можем. Почему? Потому что внутри — мятеж антигосударственных сил, цель которого — свержение существующей власти. Это реальная угроза расчленения Азербайджана изнутри. Внутренняя контрреволюция действует от имени народа, во имя демократии. Ее идеология — политическая демагогия, приправленная глупейшими мифами о тюркизме и туранизме. Главное оружие — насилие. Основной принцип: «Кто не с нами — тот против нас». Вот краткий перечень ее деяний. Разрушена государственная граница СССР, идет захват местных органов власти, блокируется государственная система управления республикой, на наших глазах убивают, линчуют наших же граждан. И это в Баку!»
Январь 1990 г. показал, что НФА, изначально созданный либерально-демократической интеллигенцией по модели Народных фронтов в Прибалтике, после альянса с националистами, пошел по радикально-националистическому пути. Пришедшие извне в НФА националисты полностью захватили власть в НФА, подмяли под себя часть либерально-демократической интеллигенции, а часть просто выдавили из организации. Например Лейла Юнусова, стоявшая у истоков создания НФА, после января 1990 года так отзывалась о Народном фронте: "Задуманный в идеале стройный атлет с внешностью Аполлона, мужеством Бабека, интеллектом Аристотеля, мудростью и демократизмом Низами, превратился в нового Шарикова, воинствующего и обожествляемого."