Нужен ли Израилю турецкий «гамбит»? ЭКС-ПОСОЛ ИЗРАИЛЯ СТАЛ СОБКОРОМ HAQQIN.AZ 21 Апреля 2016, 20:46
ЭКС-ПОСОЛ ИЗРАИЛЯ СТАЛ СОБКОРОМ HAQQIN.AZ
В Израиле приступил к работе собкор haqqin.az Иосиф Шагал. Нашего корреспондента многие помнят в Баку как журналиста из «Молодежи Азербайджана» и заместителя главного редактора Главной редакции «Дружба» Гостелерадио Азербайджанской ССР Иосифа Щеголева. Впрочем, известность ему первоначально принесло участие в знаменитой команде КВН «Парни из Баку» (1969-1970 гг.).
Позже, в 1990 году он выехал на историческую родину и за это время многое успел сделать: возглавлял различные издания (газеты «Наша страна», «Панорама», «24 часа», стал ведущим консультантом в предвыборном штабе премьер-министра Израиля Эхуда Барака, стал депутатом Кнессета (парламента), основал и возглавил Международную Ассоциацию «Израиль-Азербайджан», работал Чрезвычайным и Полномочным послом Государства Израиль в Республике Беларусь.
И все это не помешало ему написать несколько книг, снять фильм, роман и одноименный фильм «КГБ в смокинге», который принес ему международную известность.
Не забывает он и свой родной Баку, Азербайджан, о чем лучше всего говорит орден «Достлуг», которым он награжден за вклад в развитие азербайджано-израильских отношений. Вообще-то такая “фактура” творческой биографии нашего земляка предполагала пригласить его на обстоятельную беседу в студию сайта. Но тут поползли слухи о новых многообещающих турецко-израильских контактах, и мы попросили Иосифа высказаться сперва об этой волнующей нашего читателя теме. Итак, представляем вашему вниманию первую статью нашего постоянного автора.
* * *
Во время пыльных бурь небо над Израилем желтое, как песок в пустыне Арава. И тяжелое, как отношения между государствами Ближнего Востока…
Союз изгоев
Несколько десятилетий стратегическое партнерство Израиля и Турции являло собой пример надежности и эффективности, что, естественно, не могло не настораживать соседей по региону, считавших сотрудничество Анкары и Иерусалима чем-то необычным и подозревавших его участников в вынашивании коварных планов.
На деле же это был своеобразный «союз изгоев», продиктованный самим ходом истории Ближнего Востока во второй половине ХХ века: консервативные, наглухо закрытые от проникновения современных идей и, в подавляющем большинстве, клерикальные государства Ближнего Востока на дух не принимали не только Израиль - «сионистское образование», но также и созданную гением Мустафы Кемаля Турецкую Республику с ее демократическими институтами, независимыми СМИ и европейским укладом жизни.
Хорошо помню выступление нынешнего премьер-министра Израиля, весной 2006 года, когда будучи лидером оппозиции, он приветствовал в Кнессете почетного гостя, президента Турции г-на Сулеймана Демиреля.
«В вопросе отношений к Турции и турецкому народу, - сказал тогда Биньямин Нетаниягу, - в Израиле нет разделения на коалицию и оппозицию. Все мы, представители разных партий и идеологических течений, едины в признании того бесспорного факта, что Турция – стратегический партнер и добрый друг Государства Израиль!..»
К слову, впечатляющие результаты турецко-израильского сотрудничества стали своеобразными лекалами, по которым президент Гейдар Алиев и премьер-министр Биньямин Нетаниягу наметили на исторической встрече в Загульбе августовской ночью 1997 года основные параметры азербайджано-израильского стратегического партнерства, эффективно работающего по сей день…
«Мави Мармара»: провокация, политический просчет или новый курс?
Первые трещины в фундаменте турецко-израильского альянса появились с политическими переменами, которые берут начало с 2003 года. Логическим следствием нового курса, мне кажется, следует считать постепенное свертывание стратегического партнерства с Израилем. Оно не явно, но поэтапно и методично стало сходить на нет.
Похоронен же израильско-турецкий альянс был в ночь с 30 на 31 мая 2010 года, когда турецкое судно «Мави Мармара» с активистами организации IНН, признанной террористической в целом ряде европейских стран, включая Германию и Нидерланды, вошло в территориальные воды Израиля с демонстративным намерением прорвать блокаду сектора Газы и было остановлено подразделением израильского морского спецназа. В последовавшем затем вооруженном столкновении были убиты девять и ранены около тридцати активистов IНН.
Эрдоган потребовал от Израиля официальных извинений, материальных компенсаций семьям убитых и раненым, а также немедленного снятия блокады с сектора Газы.
Нетаниягу выразил сожаление, изъявил готовность обсудить вопрос о выплате компенсаций и проигнорировал третье требование. После чего последовал отзыв послов и полное замораживание политических контактов. «До тех пор, пока Израиль не принесет официальные извинения, нам не о чем с ними разговаривать», - заявил турецкий лидер.
Спустя три года Нетаниягу под давлением находившегося в Израиле с официальным визитом президента США Обамы звонит Эрдогану и приносит ему официальные извинения за инцидент с судном «Мармара». Большую часть общества и ряд видных политических деятелей возмутила прежде всего политическая недальновидность премьера, поверившего, что таким образом можно положить конец конфронтации с Турцией.
Едва стало известно о телефонном звонке Нетаниягу, вице-премьер Турции Бюлент Аринч заявил в прямом телеобращении: «Ни разу в истории Израиль не приносил официальных извинений за свои действия и не платил компенсаций! Это – выдающийся успех турецкой дипломатии!..»
Казалось бы, цель достигнута, извинения принесены, согласие на компенсации семьям погибших в ходе столкновения получено… Но Эрдоган в присущей ему жесткой манере требует от Израиля немедленного снятия блокады с сектора Газы. Когда же в ответ следует вполне очевидный отказ, он резко усиливает антиизраильскую риторику.
Так Эрдоган обрубил последний узел, скреплявший отношения двух государств. Буквально через несколько часов после извинений, глава МИД Израиля Авигдор Либерман - коалиционный партнер Нетаниягу, с которым он шел на выборы единым политическим блоком, заявил в интервью: «Извинения перед Эрдоганом - грубейшая ошибка».
Услышат ли в Тель-Авиве призыв Эрдогана?
Впрочем, сегодня, когда лидер Турции неожиданно не только для всего мира, но и для самих турок, заговорил о необходимости восстановления сотрудничества с Израилем, оглядываться назад было бы неправильно.
А вот поразмышлять о том, чем вызвана столь стремительная смена курса, наверняка стоит. Равно как понять, что потеряет и что приобретет Израиль от возобновления политического диалога с Турцией (диалог экономический, по сути дела, никогда не прерывался: даже в самые «замороженные» годы турецкие и израильские бизнесмены продолжали торговать друг с другом, зарабатывая ежегодно миллиарды долларов).
Ответы следует искать в контексте нынешней политической ситуации в Израиле, характеризующейся слабостью коалиционного правительства, сформированного Биньямином Нетаниягу год назад после досрочных парламентских выборов.
Имея «в активе» минимальное преимущество в Кнессете (61 голос коалиции против 59 оппозиции), «лоскутную» коалицию, состоящую из небольших партий, каждая из которых в случае невыполнения своих требований может свалить правительство, а также разногласия в самой партии «Ликуд», премьер-министр ограничен в возможности принятия важных стратегических решений и вынужден вести изнурительную каждодневную борьбу за политическое выживание.
Последнее обстоятельство во многом объясняет тот энтузиазм, с которым канцелярия премьера встретила миротворческие сигналы из Анкары, поспешив придать им широкую гласность в СМИ. Дело в том, что уже больше года, в течение которого Нетаниягу выполняет по совместительству обязанности министра иностранных дел, израильский МИД преследует полоса неудач: натянутые отношения с США, спровоцированные, признаемся во многом самим Нетаниягу; резкое обострение контактов с Евросоюзом, спровоцированное решением Брюсселя маркировать и бойкотировать израильскую продукцию, произведенную на оккупированных территориях.
На этом фоне перспектива восстановления турецко-израильского стратегического альянса анонсируется канцелярией премьера как крупная победа израильской дипломатии.
Означает ли нескрываемое ликование израильского премьера, что сближение Анкары и Иерусалима – уже закрытая тема и вопрос ближайшего будущего? Не думаю.
“Израильская карта” в руках Эрдогана
На мой взгляд, и Эрдогану, и Нетаниягу нужно вовсе не реальное сближение бывших союзников, а широковещательные разговоры о нем.
Думаю, неожиданное решение Эрдогана разыграть «израильскую карту» после фактического разрыва связей с Россией, Египтом и Саудовской Аравией, имеет тактический характер и преследует сразу несколько целей:
а) вбить клин в военное сотрудничество Израиля и России, сформировавшееся в ходе интенсивных налетов российских ВВС на позиции ИГИЛ и подразделений вооруженной сирийской оппозиции;
б) показать Обаме, что Турция по-прежнему надежный фланг западного мира на Ближнем Востоке, и ради выполнения этой миссии, готова заключить новый стратегический союз с Израилем.
Теперь о позиции Израиля
Как известно, свято место пусто не бывает. Очередной иллюстрацией этого бессмертного афоризма является стратегическая концепция, выдвинутая сразу же после сворачивания дипломатических отношений с Турцией тогдашним министром иностранных дел Израиля Авигдором Либерманом.
Ее суть: используя закрытые дипломатические каналы, в обстановке полной секретности постепенно наладить военно-экономическое сотрудничество с умеренными государствами «суннитской оси» - Египтом, Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном, которых объединяют с Израилем общие интересы.
Но наибольший интерес представляла экономическая стратегия, стержнем которой был проект создания в районе Тиранского пролива, на стыке морских границ и берегов Египта, Иордании, Израиля и Саудовской Аравии, мощного транспортного «хаба».
Реализация этого проекта, первым шагом которого стало подписанное буквально на днях египетско-аравийское соглашение о строительстве 18-километрового моста через Красное море, который свяжет северо-западный район Саудовской Аравии с Синайским полуостровом, может в перспективе отодвинуть на второй план значение Турции, как главной перевалочной базы для транспортировки нефтепродуктов и коммерческих грузов по таким направлениям, как Индия, Юго-Восточная Азия и Япония.
Поскольку из Красного моря эти маршруты сокращаются на 400-500 километров…
Словом, Израилю пришлось искать в регионе партнеров, которые смогли бы заполнить созданный Турцией вакуум стратегического партнерства – как известно, выживать в одиночку всегда трудно. Особенно на Ближнем Востоке.
Вот почему сегодня польза Израиля от политического сближения с Турцией (если таковая вообще существует) просматривается с трудом, вызывая и у обывателей, и у профессиональных политиков недоуменный вопрос: «А зачем?!..»
Ниже я привожу список из восьми государств, чьи интересы во многом (а порой и полностью) совпадают на данном историческом этапе с интересами Израиля. Некоторые из них встретят в штыки саму идею возобновления турецко-израильского стратегического сотрудничества. Но наверняка найдутся и такие, кто потребует от Иерусалима сделать окончательный выбор партнера по принципу «или - или». Это Египет, Саудовская Аравия, Греция, Кипр, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Катар.
В шахматах понятие «гамбит» подразумевает жертву пешки или фигуры для получения инициативы и развития атаки. Так вот, если и дальше использовать шахматную терминологию, то «турецкий» гамбит Израиль уже использовал. Наверное, стоило бы попробовать еще раз. Но не сегодня, а в будущем.
Пусть пройдет время, появятся новые дебюты, и главное, сменятся игроки…
Сообщение отредактировал 17.: 25 Апрель 2016 - 17:34