Общее заключение независимых военных экспертов общественной организации «Щит» на события в г. Баку 13-25 января 1990 г.
На основании исследования и изучения документов и сведений, относящихся к. политико-военным вопросам, независимые эксперты установили:
1. Обстановка в г. Баку ДО ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Могли ли внутренние войска 13-15 .января пресечь погромы имеющимися средствами? Безусловно могли! Однако они не выполнили своего конституционного долга. Имели место диаметрально противоположные попытки объяснить бездеятельность внутренних войск. Комендант Баку генерал-лейтенант Дубиняк заявил в печати о том, что внутренние войска не имели приказа, что законы Азербайджанской ССР не регламентируют их деятельность, а начальник внутренних войск Шаталин: «Нас никто не просил о помощи». Подобные заявления не имеют под собой никакой правовой основы Партгосаппарат Азербайджанской ССР и г. Баку оказался совершенно неспособным организовать эффективную борьбу с погромами и защиту армянских семей, показав свою полную беспомощность, растерянность и некомпетентность.
2) Причины повлиявшие на обострение обстановки к началу чрезвычайного положения.
К числу причин, повлиявших на обострение обстановки и развитие политического кризиса (кроме погромов) относились:
— неустроенность и крайне бедственное положение около 200 тыс. азербайджанских беженцев покинувших Армению и НКАО, значительная часть которых находилась в Баку;
— расширение масштабов нападений армянских боевиков на азербайджанские села и отдельных азербайджанских граждан в НКАО и приграничной (между Азербайджаном и Арменией) полосе, которые продолжаются до настоящего времени;
— выезд части семей военнослужащих из Баку, в том числе по указанию прибывшего в Баку генерала армии Варенникова.
— пикетирование территории дислокации частей Бакинского гарнизона и ККФ, блокирование транспортных магистралей и выходов из казарм и частей большегрузными машинами и бензовозами с целью недопущения входа войск в Баку;
— разрушение инженерных сооружений на государственной границе СССР в Нахичеванской АССР.
3) Взрыв энергоблока телерадиоцентра (ТРЦ).
Мы, независимые военные эксперты, пришли к выводу: энергоблок ТРЦ был взорван спецгруппой Советской Армии или КГБ СССР.
4) Оповещение о введении чрезвычайного положения
Население Баку не было оповещено о начале чрезвычайного положения. Ввод войск был начат внезапно, что привело к огромным жертвам среда мирного населения.
Даже воющая с противником сторона перед принятием какой-либо акции против гражданского населения или действия, затрагивающего его безопасность и влекущего уголовную ответственность за неисполнение, в соответствии со статьей 65 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г, заблаговременно доводит об этом до сведения населения, чтобы предоставить ему разумные сроки для выполнения требований оккупирующей или воюющей державы и снизить тем самым возможные жертвы среди мирного населения. Кроме того, п. I ст 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. прямо обязывает официально объявлять о чрезвычайном положении.
5) Психологическая подготовка в частях СА и ВВ МВД СССР.
В частях Бакинского гарнизона, ККФ, Бакинском общевойсковом училище офицеры, солдаты, сержанты, старшины, курсанты и матросы не питали враждебных чувств к азербайджанскому населению. На направлениях, на которых использовались эти части, было наименьшее число жертв со стороны гражданского населения.
Иное положение было среди резервистов и частей, входивших в город в первый раз и подвергшихся усиленной психологической обработке. Личному составу внушалась следующая информация:
— вас призвали в Баку для того, чтобы защитить русских, которых зверски уничтожает местное население;
— вокруг Сальянских казарм, на крышах домов разместились снайперы;
— близлежащие дома, крыши, квартиры набиты автоматчиками НФА, которые встретят вас массированным автоматно-пулеметным огнем;
— боевики могут быть переодеты в форму милиции, ВВ и СА. Личный состав был напуган, боялся за свою жизнь, ждал яростного огневого сопротивления и, по существу, был психологически подготовлен к проявлению жестокости. По материалам, имеющимся в Следственной комиссии, среди резервистов были и лица армянской национальности.
II. Ввод войск и осуществление мер чрезвычайного положения.
Общая оценка боевых действий. По состоянию на 00 ч. 20 января — момент наступления в г. Баку чрезвычайного положения — входы в город и выходы из частей Бакинского гарнизона были блокированы тяжелыми грузовиками, заправленными бензовозами, бетонными блоками и охранялись пикетчиками. Документального подтверждения наличия оружия у пикетчиков в Следственной комиссии не имеется. Общие потери армии: погиб 21 человек, ранено 90. Если бы пикетчики были вооружены, то в условиях городского боя потери наступающих было бы в три раза больше потерь обороняющихся: не 21/90, а 360/2000 человек. На самом же деле 20 января армия потеряла 9 человек.
Вместе с тем многочисленные свидетели утверждают, что они видели в различных частях города легковые автомашины без номеров, из которых по войскам велся автоматный огонь. Обстреляв войска, машины немедленно уезжали. Кто был в машинах — не установлено.
Военные эксперты пришли к выводам;
1) В первые часы 20 января никакого интенсивного пулеметно-автоматного огня на поражение и огня снайперов-боевиков со стороны жилых домов поселка не было. Двое военнослужащих были убиты у КПП в первые минуты операции.
2) Огонь со стороны домов поселка 21-24 января специально имитировался холостыми патронами самими солдатами, занявшими дома. Эта имитация была необходима командованию для создания видимости длительного боевого противодействия экстремистов для оправдания многочисленных жертв, среди гражданского населения 20 января.
III. Военные преступления Армии
Осуществляя меры чрезвычайного положения, отдельные военнослужащие допустили действия, несовместимые с человечностью, которые в соответствии с Уставом Международного Военного трибунала, Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г. к ним и Уголовным Кодексом Азербайджанской ССР являются военными преступниками. Попраны все действующие международные конвенции по правам человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт 6 гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности, и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Венской встречи ОБСЕ 1989 г.. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г), действующие конвенции, регламентирующие, ведение войны (Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль
1899 г., 4-ая Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1967 г.), Имели место:
1) Расстрелы людей на месте в упор с особой жестокостью.
2) Умышленные наезды танков и БТР на легковые машины с убийством находящихся в них людей (те же статьи УК Аз. ССР и конвенций);
3) Обстрелы больниц, машин скорой помощи и убийство врачей, препятствие медико-санитарному персоналу оказывать помощь раненым.
4) Добивание раненых (п. 4, 6 ст. 94 УК Аз. ССР, те же статьи международных конвенций);
5) Убийство штык ножами. Среди таких жертв — русский слепой человек Ефимич Б. В. (п. 2, 6 ст. 94 УК Аз ССР, статьи конвенций, указанных в п. 1);
6) Использование пуль к автомату Калашникова калибром 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые при попадании в тело изменяют направление движения, могут разделяться на несколько частей, поражая обширные области тела. Такая пуля не просто выводит человека из строя, а многократно увеличивает страдания и делает его смерть неизбежной.
Выводы
1. Кровавая трагедия, происшедшая в Баку в январе 1990 г., невозможна в условиях правового государства. Тоталитарный режим, основанный на насилии и терроре, заложенных в его сущности, продолжает действовать. Одной из причин январских событий явилось то, что суверенные права Азербайджанской ССР, которыми она наделана Конституцией СССР, продолжают оставаться фикцией. Попран п. 14 ст. 119 Конституции СССР, ответственность за это взял на себя Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев.
2. Вооруженные силы СССР в очередной раз были использованы не для защиты от внешней агрессии, а против собственного народа.
3. События в Баку являются одним из тяжелейших преступлений в истории Советского государства, намного превосходящим по жестокости и размаху события в Тбилиси 9 апреля 1989 г. Это преступление носит характер карательной операции и представляет собой заранее организованное побоище невинных людей, совершенное с особой жестокостью и с применением запрещенных международным правом средств ведения войны. Эта акция содержит признаки международного преступления.
4. Подписывая 19 января Указ о введении с 20 января чрезвычайного положения в г. Баку, Председатель Верховного Совета СССР в соответствии с п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. был обязан официально объявить его населению Баку до начала действия чрезвычайного положения.
5. Во время проведения операции личным составом армии были совершены тяжкие военные преступления, предусмотренные Уставом Международного военного трибунала 1945 г., действующими конвенциями, участником которых является СССР, а также Уголовным Кодексом Азербайджанской ССР. Были нарушены многие важнейшие международные конвенции, касающиеся обеспечения прав и свобод человека.
6. Военное командование для сокрытия больших неоправданных жертв со стороны мирного населения в первый день введения чрезвычайного положения, в течение 21-24 января организовало имитацию активного боевого противодействия экстремистов в районе Сальянскнх казарм.
7. Министр обороны СССР, руководящий: операцией и допустивший возможность совершения личным составом армии военных преступлений совершил тем самым военное преступление, подпадающее под действие ст. 6 Устава Международного военного трибунала, а также статей Уголовного Кодекса Азербайджанской ССР. касающихся преступлений против личности (глава третья).
8. В отношении лиц из состава армии, совершивших военные преступления, должны быть возбуждены уголовные дела, и все непосредственные виновники должны быть привлечены к уголовной ответственности, в том числе и министр обороны СССР.
9. Материальный ущерб, нанесенный гражданам города, городу Баку, его учреждениям и организациям и их имуществу должен быть возмещен Министерством обороны СССР, в том числе лицами, совершившими военные преступления, из тех же источников должны быть выплачены компенсации и пособия семьям убитых, оплачены расходы по лечению и реабилитации раненых и инвалидов, как гражданских лиц, так и военнослужащих.
10. Бездействие и самоустранение внутренних войск МВД СССР 13-15 января от выполнения своих прямых обязанностей по защите граждан привело к введению чрезвычайного положения, которого могло не быть, использованию Советской Армии для выполнения несвойственных ей функций и трагическим последствиям.
11. Необходимо также отметить, что войска были введены в г. Ленкорань и Нефтечала, на которые не распространены указы о введений чрезвычайного положения. В результате в этих городах погибли 8, ранено 4. человека, в т. ч. были убиты после задержания Джафаров А. Б. и Абдуллаев Т. Г.
12. Совершение преступления против азербайджанского народа всячески замалчивается центральной прессой, распространяется откровенная дезинформация и лишь «Комсомольская правда», «Огонек» в некоторые другие средства массовой информации пытаются сказать правду. Защитники мундира обвиняют передовую интеллигенцию СССР в шельмовании Вооруженных Сил, МВД и КГБ. События в Баку расставила все по своим местам. Оказались обманутыми и армия, и народ.
Независимые военные эксперты считают необходимым довести это заключение до сведения народных депутатов СССР, РСФСР и союзных республик.
Независимые военные эксперты:
Капитан 1 ранга запаса, кандидат технических наук, народный депутат
А.А Евстигнеев.
Капитан 2- ранга запаса, кандидат юридических наук
Г. М. МЕЛКОВ.
Подполковник запаса
Б.В. Мурасов