Перейти к содержимому


Фотография

Иранские языки в Закавказье


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 41

#26 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 08 Апрель 2021 - 19:43

Из самой Губы (город)?
Сунниты?

#27 Alterego

Alterego

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 84

Отправлено 09 Апрель 2021 - 11:11

Farroukh, можете посоветовать ресурс или книгу где можно прочитать про историю Абшеронских сел и этногенез их населении. Никак не могу найти ничего системного и достоверного.



#28 Просто человек

Просто человек

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 20

Отправлено 09 Апрель 2021 - 21:31

Из самой Губы (город)?
Сунниты?

Да, городские. Скорее шииты чем сунниты. 



#29 Просто человек

Просто человек

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 20

Отправлено 09 Апрель 2021 - 21:36

Farroukh, можете посоветовать ресурс или книгу где можно прочитать про историю Абшеронских сел и этногенез их населении. Никак не могу найти ничего системного и достоверного.

Извиняюсь что вмешиваюсь, но по факту большинство сел Абшерона являлись татскими, на данный момент опять же большинство перешли на азербайджанский. И тут правда деятели вроде Миллера умудрились население Сабунчи и Бузовны обьявить армянским, пусть и в прошлом. И еще говорят, что в Сураханы и Балаханы есть еще люди говорящие на татском. 


Сообщение отредактировал Просто человек: 09 Апрель 2021 - 21:37


#30 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 10 Апрель 2021 - 08:37

книгу где можно прочитать про историю Абшеронских сел и этногенез их населении

В своё время на диспуте была тема

#31 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 10 Апрель 2021 - 08:44

деятели вроде Миллера умудрились население Сабунчи и Бузовны обьявить армянским, пусть и в прошлом.

Это переселенцы из Шемахи после землетрясения в ноябре 1667 г.

В результате неоднократных землетрясений в разные столетия население Шемахи перебиралось на Абшерон. Наиболее крупное поселение - Мардакян.

#32 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 10 Апрель 2021 - 09:27

В общем и целом, говоря о населении Абшерона всегда следует делать оговорку о каком периоде идёт речь. Массовые наплывы переселенцев были связаны с уже упоминавшимися землетрясениями разных веков, крушением Ширваншахов и распространением шиизма, крушением Бакинского ханства, нефтебумом 19-20 веков, советизацией и карабахским конфликтом (беженцы).

#33 Просто человек

Просто человек

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 20

Отправлено 10 Апрель 2021 - 18:14

Это переселенцы из Шемахи после землетрясения в ноябре 1667 г.

В результате неоднократных землетрясений в разные столетия население Шемахи перебиралось на Абшерон. Наиболее крупное поселение - Мардакян.

Так они все таки были армяне и Миллер прав? Имею в виду, именно сабунчинцев и бузовнинцев. И неужели села вокруг Лагича тоже бывшие армянские? Поверить в это сложно. А ведь в его книге как минимум об одном таком селе говориться. Həftəsov кажется. 



#34 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 10 Апрель 2021 - 19:06

Так они все таки были армяне и Миллер прав?

Не все конечно, некоторая часть. Только часть жителей Бузовны была т. н. "назрани" (несториане), т. е. ассирийцы (как мать поэта Хагани). В прочих местах Миллер, конечно же, перегибает.

Про Хафтасиов нет подтверждающих сведений.
И вообще пора перестать в книге про татов видеть только армян. :)

#35 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 10 Апрель 2021 - 19:07

Надо отметить, что татский язык использовался и удинами Варташена

#36 Просто человек

Просто человек

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 20

Отправлено 10 Апрель 2021 - 21:29

Не все конечно, некоторая часть. Только часть жителей Бузовны была т. н. "назрани" (несториане), т. е. ассирийцы (как мать поэта Хагани). В прочих местах Миллер, конечно же, перегибает.

Про Хафтасиов нет подтверждающих сведений.
И вообще пора перестать в книге про татов видеть только армян. :)

Мда.....интересно. А книга Миллера достаточно познавательная, за исключением некоторых спорных моментов. Есть еще кстати исследование Грюнберга. И еще Farroukh, та книга Тявяккюля Салимова не скачивается. Зяхмят олмаса залейте ее куда-нибудь. Хотелось бы и ее почитать. 



#37 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 11 Апрель 2021 - 10:32

У меня есть подборка книг, постараюсь перезалить

#38 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 11 Апрель 2021 - 15:16

Диалект Абшерона
№ 1
Həkim hər vaxt bə qəbiristan müröü, çadır bə sər xaştən, ba ru xaştən miqirü. Mərdum pursi: «Səbəbi çist?» Həkim kuti: «Az i mərdun murdeya şarm misum, çünki a dava mü mürdond».
 
Один врач, кладбище проходя, покрывалом голову свою, лицо своё закрывает. Люди спросили: «Какая тому причина?» Врач сказал: «Эти мертвецов стыжусь, так как от лекарств моих умерли».
 
№ 2
Ye ruz padşah və padşahzadə bə qəştən raft, bə ov raft. Çün hava qərm bu, padşah və padşahzadə ləbbada xastanyere bə duş ye lotı ənqaştund. Padşah xəndüst və kufti: «Ey lotı, bar tü – bar ye ta xər ast». Lotı kuti: «Bəlkə bare du ta xar».
 
Однажды царь и царевич на прогулку пошли, на охоту пошли. Так как погода стала жаркой, царь и царевич плащи свои решили на плечи шута набросить. Царь засмеялся и сказал: «Эй, шут, твой груз – груз одного осла». Шут сказал: «Пожалуй, груз двух ослов».
 
№ 3
Ye ta lotı boş ye ta zən şadduğ saxt. Ba’di çar ma zəni ye ta kuk zənd. Ba şüvər xaştən kufti «Be i kuk çi nam bedeim? Kuti: «Şatur, bereiki nü maha raha ba çahar ma möröü».
 
Один шут женился на одной женщине. После четырёх месяцев жена его сына родила. Мужу своему сказала: «Этому мальчику какое имя дадим?» Он сказал: «Скороход, потому что девятимесячный путь он в четыре месяца проходит».
 
№ 4
Ye ta kör ba tariki şöü çırağ bə dəst qerefta və kuze bə duş qerefta ba bazar müraft. Şəxs az u pursi: «Ay axmağ, ruz şöü bə çuş tu yekiş; a çırağ bə tü çi faidə?» Kör xəndüst, qufti: «İ çırağ berei mü nist, bəlkə berei tünü, şöü tariki kuzi müne xurd nesi».
 
Один слепой в ночной темноте, взяв светильник в руки и кувшин на плечо, по базару шёл. Некто его спросил: «О глупец, день и ночь в твоих глазах одинаковы; от светильника какая тебе польза?» Слепой засмеялся и сказал: «Этот светильник не для меня, а для тебя, чтобы в тёмную ночь кувшин мой ты не разбил».
 
№ 5
Ye ruz laçın bə xoruz quti: «Gələbə bi-bafai; mardun türe pərvəreş müdönd, berei tü xanə ras misund; vaxtı ki muxound türe biqiründ, gai heroi müzəni, migerixi? Mü əgərki murqi vahşiyəm, ə mərdun a dəstşün çən ruz dan muxarum, berou uşun bə ov muram; çiqədə ki dur muram, hərçiki müne gal mizənünd, bazəm paso mugardum, miyam». Xoruz cavab da: «Tü heç laçınə be six direi? Mü gələbə xoruziere be six bə sər atəş biryan dirom. Tü-əm gələbə dur migerixi, əgər laçınə be six bə sər atəş biyni». Ba’də laçin mə’ətəl mənd, cavab nə tast dərən.
 
Однажды сокол сказал петуху: «Очень ты вероломен; люди тебя кормят, для тебя дом строят, когда же хотят тебя поймать, почему ты кричишь и убегаешь? Хотя я и дикая птица, но после того, как поем зёрен из рук людей в течение нескольких дней, я для них отправляюсь на охоту; и как бы далеко я не улетел, как только меня позовут, я назад опять возвращаюсь, прилетаю». Петух ответил. «Ты когда-нибудь сокола на вертеле видел? Я же очень многих петухов на вертеле над огнём жарящимися видел. Ты тоже очень далеко улетишь, если сокола на вертеле над огнём увидишь». Тогда сокол смутился, ответа дать не смог.

  • ayna73, sds и kamil80 это нравится

#39 fulcrum

fulcrum

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • Cообщений: 205

Отправлено 12 Апрель 2021 - 20:44


Извиняюсь что вмешиваюсь, но по факту большинство сел Абшерона являлись татскими, на данный момент опять же большинство перешли на азербайджанский. И тут правда деятели вроде Миллера умудрились население Сабунчи и Бузовны обьявить армянским, пусть и в прошлом. И еще говорят, что в Сураханы и Балаханы есть еще люди говорящие на татском. 

 

 

 

 

В Бюлбюли есть Lahiclar mehlesi, говорят на татском, точнее говорили 30 лет назад когда моя бабушка и её подруги были живы, мать татский знает но я уже нет, кроме ekile incebiyo)). Вот так кацевники ассимилируют нас.))


Сообщение отредактировал fulcrum: 12 Апрель 2021 - 20:46


#40 Просто человек

Просто человек

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 20

Отправлено 14 Апрель 2021 - 07:41

 

 

 

В Бюлбюли есть Lahiclar mehlesi, говорят на татском, точнее говорили 30 лет назад когда моя бабушка и её подруги были живы, мать татский знает но я уже нет, кроме ekile incebiyo)). Вот так кацевники ассимилируют нас.))

 

В Вандаме (Габала), так же есть мяхялля выходцев из Лагича и не только. Вычитал в книге местного уроженца. Позже один габалинец потвердил это. А остальное мне знакомо, дед по матери знал язык, даже помню радио на фарси слушал и понимал в общих чертах. 


Сообщение отредактировал Просто человек: 14 Апрель 2021 - 07:43


#41 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 14 Апрель 2021 - 08:00

Выходцы из Лахиджа есть и в Грузии (Гомбори).

#42 Farroukh

Farroukh

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 1 033
  • ГородБаку

Отправлено 14 Апрель 2021 - 09:05

***

Сообщение отредактировал Farroukh: 14 Апрель 2021 - 09:05





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика