Албанский вопрос очень важный и интересный.К сожелению, из-за излишней его политизированности полагаю не полностью раскрытый.
Вот например, есть известный меликский род Бегларянов.Достоверно известный как род удинский.Так вот этот род,согласно многим специалистам, восходит к верхнехаченскому княжескому дому Допян,правителей именно тех областей ,где ныне находится всем известный монастырь Дадиванк.
Павел Флоренский, сам будучи по матери из рода Бегларян по этому поводу пишет: «Они [Мелик-Бегларяны] особое племя удины, родственное, быть может, лезгинам; в древности они назывались албанцами, а армяне зовут их ахаване.Они жили первоначально около озера Гокчи. Теснимые с юга, они переселились в Карабах, вместе с князьками своими, носившими родовое имя Бегларовых, по имени своего легендарного предка Беглара».
П.Флоренский: «Главное родословие Мелик-Бегляровых записано в Толышинском Евангелии IX-го века, на первых листах. Евангелие это хранилось в родовой церкви Мелик-Бегляровых на горе Хореке, где до сих пор стоят развалины их замка».
Также одним из ответвлений дома Допян являются правители области Геларкуни Улубекенцы от коих происходят карабахские Шахназаряны,одним из потомков которого является известный советско-российский режиссер Карен Шахназаров .Когда Шахназаряны в современном смысле слова армянизировались неизвестно.
К сожалению, албанский вопрос используется как элемент конфронтационной риторики, а на самом деле является одним из мостов между нашими народами, так как огромное количество албан стало частью как армянского народа ,так и азербайджанского.
Регион является местом проживания конгломератов двукратных,трехкратных денме-шуртвацей,где с одной стороны цементирующим элементом выступали мушко-фригийский ,с другой тюрко-алтайский факторы.
Считались ли албаны армянами? Так как по армянской церковной традиции согласно мифологии праотец албан Арран был потомком Сисака ,одного из отпрысков праотца армян Гайка,то естественно,что и албанцы относились к Гайкидам.В переводе с мифологического языка на русский означает,что кавказоязычные албаны считались армянами,хотя последние по языку есть народ индоевропейский.
Но в различных источниках даже 19 века некоторые армянские авторы не отождествляли с гайкидами-армянами не только албанцев жителей Арцаха ,но и сюнийцев.
А именно,неопубликованная книжица Саргиса архиепископа Джалалянца «История страны Агванк»,где мелик Межлум,который был из Исраелянов,выходцев из Сюнии и мелик Абов Бегларян не называются Гайком или Арамом, то есть армянами.