Перейти к содержимому


Фотография

Боевая авиация Азербайджана в Карабахской войне

Карабахская война

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 495

#476 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 04 Январь 2019 - 12:05

Смог я все же добить и статью про армейскую авиацию ВВС Азербайджана во время Карабахской войны.
Если у кого будут замечания или дополнения, то буду очень благодарен
  • Шыныхлы это нравится

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#477 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 04 Январь 2019 - 12:14

Армейская авиация Азербайджана в Карабахской войне

История создания армейской авиации в Вооруженных Силах Азербайджана, начинается с февраля 1992 г., когда было сформировано первое подразделение армейской авиации, на ударных вертолетах Ми-24.
К моменту распада СССР на территории Азербайджана располагались следующие подразделения бывшей Советской Армии, имевшие на вооружение вертолеты:
- 326 отдельная смешанная авиационная эскадрилья (осаэ), место дислокации Кировобад-4, на вооружении находились вертолеты 1 Ми-24, 13 Ми-8;
- 381 отдельная вертолетная эскадрилья (овэ), место дислокации Нахичевань, на вооружении находились вертолеты 13 Ми-24, 4 Ми-8;
- 386 отдельная вертолетная эскадрилья (овэ) ПВО, место дислокации Сангачалы, на вооружении состояли 10 вертолетов Ми-24;
- 116 отдельная смешанная авиационная эскадрилья (осаэ) ВДВ, место дислокации Кировобад-4, на вооружении находились 4 вертолета Ми-8,
- 286 отдельная вертолетная эскадрилья (овэ) РЭБ, место дислокации Далляр, на вооружении находились 17 вертолетов Ми-8ППА и Ми-8СМВ,
- 121 отельная смешанная авиационная эскадрилья (осаэ), место дислокации Кызыл-Агач, на вооружении находились вертолеты 10 Ми-8 и 2 Ми-2,
- 300 отдельная смешанная (осаэ) Главного Командования Южного направления, место дислокации Кала, на вооружении находились вертолеты 5 Ми-8, 2 Ми-6, 4 Ка-27ПС, 1 Ми-9, 4 Ми-2,
- 104 отдельный транспортный авиаотряд (отао) ПВО, место дислокации Кала, на вооружении находилось 2 вертолета Ми-8,
- 79 отдельная транспортная авиационная эскадрилья (отаэ) ВМФ, место дислокации Кала, на вооружении находились 4 вертолета Ка-27.
Также на территории Азербайджана дислоцировались две авиационные эскадрильи погранвойск КГБ СССР:
- отдельная авиационная эскадрилья, место дислокации аэродром Кала, на вооружении находились вертолеты 8 Ми-8, 4 Ка-27ПС,
- отдельная авиационная эскадрилья, место дислокации Пришиб, на вооружении находились вертолеты 8 Ми-8, 4 Ми-24.
В начале февраля 1992 г. пилотами 386-ой ОВЭ на аэродром Забратского авиаотряда был перегнан один Ми-24. 10 и 11 февраля 1992 г. пилоты 386-ой ОВЭ Сергей Сенюшкин и Алексей Шварев перегнали ещё два вертолёта Ми-24, также на аэродром Забратского авиаотряда.
14 февраля 1992 г. пилоты Забратского авиаотряда: Яшар Алиев, Ханлар Саттаров, Эдисон Гасанов, Закир Юсифов и Фаик Мамедов, перегнали пять вертолетов Ми-24 из расположения 386-ой ОВЭ на аэродроме Сангачалы. Через день с аэродрома Сангачалы перегнали еще один Ми-24.
Все девять ударных вертолетов Ми-24, перегнанных из распоряжения 386-ой ОВЭ, были расположены на территории Забратского авиаотряда и стали основой армейской авиации Вооруженных Сил Азербайджана. Командира Забратского авиаотряда полковника Яшара Алиева можно назвать основоположником азербайджанской армейской авиации.
Тут надо отдельно рассказать про пилотов Забратского авиаотряда, который изначально работал как подразделение гражданской авиации. Данным отрядом эксплуатировались вертолеты Ми-8Т. Но, с началом Карабахской войны и созданием национальных Вооруженных Сил возникла острая необходимость в опытных специалистах. И такие пилоты работали в Забратском авиаотряде. Высокопрофессиональные экипажи Забратского авиаотряда уже длительное время совершали полеты в зону боевых действий, перевозили на передовую продовольствие, боеприпасы, медицинские принадлежности, вывозили из зоны боевых действий̆ раненых и мирных жителей̆. Уже была первая крупная потеря в отряде. 28 января 1992 г. при эвакуации мирных жителей из осаждённого села Малыбейли, при подлете к Шуше, из ПЗРК «Стрела» был сбит вертолёт Ми-8Т под управлением экипажа в составе Виктора Серёгина, Сафы Ахундова и Арастуна Махмудова. После того как вертолет подбили и начался пожар в салоне, командир воздушного судна Виктор Серёгин сумел отвести падающий борт подальше от жилых кварталов города Шуша, в район ретрансляционной вышки. Весь экипаж и 47 пассажиров погибли.
Поэтому с началом формирования армейской авиации из пилотов Забратского авиаотряда формировались экипажи для управления боевыми вертолетами. Приказом МО Азербайджана от 22 февраля 1992 г. многие пилоты Забратского авиаотряда были зачислены в ряды Вооруженных Сил. Данные экипажи начали процесс переобучения и освоения ударных вертолетов Ми-24. Военных пилотов для управления боевыми вертолетами, стали готовить ускоренным методом. В этом большая заслуга принадлежала летчику-инструктору, майору Сергею Сенюшкину и летчику 1 класса, капитану Евгению Карлову. Они оба перешли в ряды ВВС Азербайджана из 386-ой ОВЭ. К сожалению, в процессе освоения вертолетов Ми-24, в ходе катастрофы погибли командир Забратского авиаотряда полковник Явер Алиев и лётчик-инструктор Сергей Сенюшкин.
Также в ряды Вооруженных Сил Азербайджана перешло значительное число пилотов 386-ой ОВЭ, которые уже имели большой практический опыт эксплуатации боевых вертолетов. После укомплектования первых экипажей, ударные вертолеты Ми-24 начали боевые вылеты в Карабахе. Армейская авиация входила в состав ВВС Азербайджана.
Первой операцией стала сопровождение вертолетов Ми-8, которые 28 февраля 1992 г. осуществляли эвакуацию мирного населения из осаждённого села Умудлу Агдеринского района. Два ударных вертолеты Ми-24 под управлением Туваева-Юсифова и Шварева-Ширинова, осуществляли сопровождение вертолетов Ми-8, вывозивших мирных жителей из села Умудлу. При эвакуации мирного населения из фермы, расположенной недалеко от села, начали обстреливать вертолеты из крупнокалиберных пулеметов. Вертолеты Ми-24, открыв ответный огонь подавили огневую точку противника и обеспечили безопасную эвакуацию мирного населения. Также вертолеты армейской авиации, с 27 февраля по 04 марта 1992 г. осуществляли сопровождение и прикрытие вертолетов Ми-8, которые вывозили трупы жителей пос.Ходжалы, убитых около села Нахичеваник Аскеранского района.
На первых порах, основной проблемой армейской авиации была нехватка боеприпасов для ударных вертолетов и тепловых ловушек. Поэтому боевые вылеты осуществлялись по мере обеспечения необходимыми боеприпасами. Данная проблема была решена только после захвата 20-22 апреля 1992 г. отрядом под руководством Сурета Гусейнова, склада боеприпасов в пос.Зазаллы. Во время удержания склада, оттуда было вывезено большое количество боеприпасов, в том числе и для ударных вертолетов. После этого боевые вылеты вертолетов в зону боевых действий стали систематическим.
Во время захвата 8 мая 1992 г. армянскими войсками Шуши, четыре вертолёта Ми-24 с аэродрома Агдам, несколько раз совершали боевые вылеты в Шушинский район, где наносили огневое поражение наступавшим армянским войскам, а также оказывали огневую поддержку атаке на Аскеранский район 15 мая 1992 г.
Летом 1992 г. начался процесс передачи вооружения подразделений бывшей Советской Армии в распоряжение МО Азербайджана. Россия, без согласования с азербайджанской стороной, вывела значительное количество авиатехники, в том числе вертолетов. Так были полностью выведены в Россию 286-ая и 381-ая ОВЭ. Материальная часть других эскадрилий также была в большей степени выведена в Россию. Так из 24 ударных вертолетов Ми-24, дислоцированных на территории Азербайджана на начало 1992 г., 15 вертолетов Ми-24 были выведены в Россию. Летом 1992 г. МО Азербайджана было передано ещё 10 вертолетов: один Ми-24 (по некоторым данным он был в неисправном состоянии) и девять Ми-8. Также были переданы четыре вертолёта Ка-27ПС и несколько вертолетов Ми-2. Тут надо отметить, что до сих пор много разных версий о количестве переданных Ми-24. По одним сведениям якобы летом Азербайджану было передано ещё 9 вертолетов Ми-24 и общее количество пересланных Ми-24 составило 18 единиц. Но, данная цифра вызывает сомнения, т.к. всего на территории Азербайджана дислоцировалось 24 вертолёта Ми-24 в составе подразделений бывшей Советской Армии и 4 вертолёта Ми-24 в составе подразделений погранвойск. Большая часть вертолетов Ми-24 была выведена в Россию. По состоянию на 17 июля 1992 г. Азербайджан признавал получение 9 вертолетов Ми-24 из состава 386-ой ОВЭ. 22 сентября 1993 г.при подписании Протокольной записи двусторонних консультаций между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией стороны согласились, что Азербайджану было передано 8 ударных вертолетов. В ноте № 175 МИД Азербайджана от 06.11.1993 года, направленном делегациям государств -участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ), в совместную консультативную группу в Вене, также указывается, что Азербайджан получил 8 ударных вертолетов . Таким образом цифра в 18 переданных вертолетов Ми-24 никак не подтверждается. Можно констатировать, что при разделе имущества бывшей Советской Армии, Азербайджаном по разным данным, было получено от 8 до 10 ударных вертолетов Ми-24.
Азербайджанской стороной, несколько вертолетов Ми-8 были переоборудованы, оснащены пулеметами, неуправляемыми авиационными ракетами и начали использоваться как вертолеты боевого обеспечения. Для усиления огневой мощи Ми-8 на борт стали брать вооруженных АКМ и РПК стрелков из числа солдат.
23 июня 1992 г. был совершен боевой вылет армянских ВВС, в составе трех вертолетов Ми-24, на позиции азербайджанских войск в Губадлинском районе. Но два вертолета были сбиты и совершили вынужденную посадку. Третий вертолет под управлением Бориса Хачатурова, смог спасти экипажи этих двух вертолетов. Из двух подбитых вертолетов один сгорел полностью, на втором была повреждена гидросистема. Авиатехникам азербайджанской армии удалось на место починить этот Ми-24, после чего пилот Закир Юсифов перегнал его на аэродром ВВС Азербайджана. После ремонта, данный Ми-24 был поставлен в строй и также стал использоваться армейской авиацией ВВС Азербайджана.
Летом 1992 г. МО Азербайджана были переданы склады боеприпасов, расположенные на территории Азербайджана, что позволило окончательно решить вопрос с обеспечением вертолетов необходимыми боеприпасами. Наиболее распространенным оружием вертолетчиков стали неуправляемые ракеты — их невысокая точность с лихвой компенсировалось количеством. Чаще всего применялись 80-мм ракеты С-8. Также использовались ПТУР «Штурм-В» (ракеты 9М-114), пушка калибра 30-мм. Основным аэродром базирования боевых вертолетов стал аэродром Сангачалы. При использовании ударных вертолетов в боевых действиях, они заранее перемещались на аэродромы, расположенные близко к линии фронта, в зависимости от направления, откуда уже совершали боевые вылеты.
Для целеуказания, помимо сигнальных ракет и трассеров, применяли иногда артиллерию и танковые пушки, пускавшие снаряд в сторону цели. Чтобы помочь авианаводчику, в примерном направлении с вертолета пускали пристрелочную серию НАР, по разрывам-ориентирам которой тот уточнял положение цели. Перед плановыми ударами пилоты изучали местность по картам (обычно использовались Карты масштаба 1:100000) и данным фоторазведки. Для ориентировки на месте, использовали привязки по координатам и «улитку» – разбивку участков карты-километровки на квадраты небольшого размера, порядка 600x600 м, пронумерованные по спирали. Выйдя по координатам или по «улитке» в нужный квадрат, летчик получал положение цели с точностью до нескольких десятков метров и по указанным ориентирам отыскивал объект атаки. В местах, где работать приходилось почти постоянно, обходились вовсе картой в наколенном планшете с непосредственным районом штурмовки. Надо отметить, что к лету 1992 г. в составе Азербайджанской армии были несколько сотен разведчиков, которые прошли обучение на полигоне в Шемахинском районе под руководством инструкторов 22 ОБрСпН. Они в том числе и были обучены организации передового авиационного наведения. Поэтому часто работа вертолетов по наземным целям обеспечивалась работой передовых авианаводчиков с земли. Целеуказание выполнялось авианаводчиком путем подачи команд по радиосвязи и ориентированием экипажей на заданные цели относительно характерных ориентиров. В основном вертолеты работали парами. Иногда работали звеном из 4 вертолетов.
Основными тактическими приемы борьбы с ПВО противника являлись:
- полет на наиболее выгодной высоте над рельефом местности;
- отстрел тепловых ловушек;
- выполнение противозенитного маневра;
- выполнение атак со стороны солнца с выходом на нагретую поверхность гор или освещенных облаков.
Основной задачей вертолетов стала огневая поддержка сухопутных войск во время ведения боевых действий. Также вертолеты применялись для нанесения ударов по заранее выявленным стационарным целям, скоплениям живой силы или бронетехники противника. При огневой поддержке сухопутных войск, осуществлялось поражением противника на основных направлениях, преимущественно нанесением последовательных ударов силами армейской авиации. Боевые задачи решались главным образом по вызову. Значительные силы армейской авиации привлекались для доставки продовольствия и воды, обеспечения боеприпасами, эвакуации больных и раненых.
Так, при активном участии армейской авиации в сентябре 1992 г. была проведена уникальная боевая операция. 21 сентября 1992 г. автономно действующие группы 123-го полка, с целью отвлечения сил противника на себя и облегчения продвижения азербайджанских войск наступавших на Лачин, преодолев Карабахский хребет (высота 2000 – 2500 метро), высадив тактический десант с вертолетов Ми-8 в тылу противника, проникли на территорию Шушинского района и взяли под контроль села Ханалы, Аллахкулулар, Сафыханлар, Ханлыпея, Имангулулар, Заманпеяси. Перед высадкой десанта удары по позициям армянских войск нанесли реактивные системы залпового огня и ударные вертолеты Ми-24. В Шушинском районе подразделения 123-го полка заняли активную оборону вокруг вышеуказанных сел. С целью разведки специально снаряжённые подразделения 123-го полка подходили к Шуше на расстояние до 3-5 км по воздуху и наблюдали за передвижениями армянских войск по дороге Шуша-Туршсу-Лачин. Снабжение данной группировки осуществлялось при помощи вертолетов Ми-8, которые ежедневно совершали по несколько боевых вылетов через Карабахский хребет, из Лачинского в Шушинский район. Также при помощи ударных вертолетов Ми-24 осуществлялась огневая поддержка группировки 123-го полка. Из-за объявленного президентом Азербайджана Абульфазом Алиевым (Эльчибей) 25 сентября 1992 г. прекращения огня дальнейшее наступление на Лачин было приостановлено. В период с 27 по 29 сентября 1992 г. данная группировка азербайджанских войск, с использованием вертолетов, была выведена обратно в Лачинский район.
В середине февраля 1993 г. армянским войскам удалось перерезать дорогу Тер-Тер – Кельбеджар, тем самым отрезав Кельбаджарский район, где проживало примерно 60 тыс гражданского населения и дислоцированную там 701-ю мотострелковую бригаду от остальной территории Азербайджана. Снабжение возможно было осуществлять только через высокогорные перевалы Муровдагского хребта (высота 3200-3700 метров), которые зимой и ранней весной труднопроходимы. В этих условиях основная тяжесть по снабжению Кельбеджарского района и 701-ой мотострелковой бригады легла на пилотов вертолетов.
27 марта 1993 г. армянские войска начали наступление на Кельбеджарский район. В этих условиях президент Азербайджана Абульфаз Алиев (Эльчибей) обратился к правительству Турции с просьбой перебросить несколько вертолетов для эвакуации жителей. Но, правительство Турции откаталось выделить вертолеты, сославшись на отсутствие общей границы между Азербайджаном и Турцией. В этих условиях, в период с 27 марта по 4 апреля 1993 г. эвакуация значительной части жителей Кельбеджарского района, была осуществлена силами транспортных вертолетов армейской и гражданской авиации.
В период с середины февраля по начало апреля 1993 г. вертолеты армейской авиации принимали активное участие сначала в снабжении Кельбеджарского района и 701-ой бригады, а затем в эвакуации жителей (на транспортных вертолетах Ми-8). Также на армейская авиация выполняла задачи по боевому сопровождению (на ударных вертолетах Ми-24). Ежедневно пилоты армейской авиации совершали на транспортных и на ударных вертолетах перелеты через Муровдагский хребет (высота 3200-3700 метров). Несмотря на то, что в течении 2,5 месяцев вертолеты армейской авиации совершали по несколько вылетов через Муровдагский хребет, это происходило зимой и ранней весной, в сложных метеоусловиях, был утерян лишь один вертолёт Ми-8 от дружественного огня.
Также армейской авиацией осуществлялось поисково-спасательное обеспечение. Данные операции проводились или из боевых порядков авиационных групп, или из положения дежурства на площадке или аэродроме. Как правило, в состав экипажей дежурных поисково-спасательных вертолетов включались штатные поисково-спасательные отряды (4–6 человека). При проведении поисково-спасательных работ, вертолеты поисково-спасательной службы в обязательном порядке прикрывались ударными вертолетами Ми-24. Для подавления огневых точек противника нередко привлекались самолеты штурмовой или бомбардировочной авиации. Поисково-спасательные мероприятия относились к разряду наиболее опасных и ответственных, сопоставимых с десантированием, с той лишь разницей, что вытаскивать раненых или погибших приходилось из мест, которые к прилету вертолета находились под контролем противника. Пилот вертолёта Ми-24 Алексей Шварев, экипаж вертолёта Ми-24 под командованием Игоря Костюка, пилоты МиГ-25 Тельман Гусейнов и Михаил Астафьев, которые на своих летательных аппаратах были подбиты и приземлились на территории, контролируемой противником, были эвакуированы и остались живыми именно благодаря работе поисково-спасательных отрядов. Трупы многих погибших пилотов самолётов и вертолетов, также были эвакуированы поисково-спасательными отрядами.
Как уже выше отмечалось, армейской авиации ВВС Азербайджана приходилось работать в высокогорных условиях Нагорного Карабаха, где горы достигают высот от 2000 метро до 3500 метров. Летом территория Нагорного Карабаха представляет собой горно-лесистую местность. Зимой для горной местности Нагорного Карабаха характерно резкое изменение метеорологических условий с внезапным образованием низкой облачности, ухудшением полетной видимости, изменением скорости и направления ветра. Кроме того, применение армейской авиации в ущельях и узких долинах было связано с ограниченными возможностями по выполнению одновременных групповых атак, выбору направления захода на цель, прицеливанию и противозенитному маневрированию. В связи с тем, что объекты ударов зачастую были расположены в теснинах гор и ущельях, это значительно осложняло применение вертолетов по следующим причинам:
- затрудненность возможности обнаружения и распознавания целей;
- был ограничен выбор боевых курсов при атаке цели;
- ограничения по выбору направления захода на цель;
- ограничены и затруднены условия выхода из атаки;
- турбулентность воздуха в ущельях усложняла пилотирование вертолетом, затрудняла прицеливание и отвлекала от засечки средств ПВО в районе объекта атаки.
В этих условиях, по мере усиления системы ПВО армянских войск в Нагорном Карабахе начали расти потери армейской авиации ВВС Азербайджана. Тем более, что вертолеты могли быть обстреляны огнём с земли с использованием стрелкового оружия или гранатометов.
Боевые потери вертолетов армейской авиации ВВС Азербайджана:
11 апреля 1992 г. в Физулинском районе был сбит Ми-24 под управлением Евгения Карлова, Фахраддина Мусаева, Т. Фараджева и Г.Гасанова (весь экипаж погиб).
15 мая 1992 г. на границе Агдамского и Аскеранского районов был сбит Ми-24 под управлением Алексея Шварева и Рафаэля Ширинова (Алексей Шварев получил ранения и был эвакуирован поисково-спасательной службой, но из-за травм больше не мог летать. Рафаэль Ширинов погиб).
06 августа 1992 г. в Агдеринском районе был сбит Ми-24 под управлением Закира Меджидова, Руслана Половинки и Джаваншира Рагимова (весь экипаж погиб).
11 октября 1992 г. в Лачинском районе был сбит Ми-24 под управлением Закира Юсифова, Рауфа Кулиева и Тахира Багирова (весь экипаж погиб).
В марте 1993 г. в Агдеринском районе был подбит Ми-24 под управлением командира Игоря Костюка. Экипажу удалось совершить аварийную посадку, после чего они были эвакуированы поисково-спасательной службой. Вертолет сгорел.
04 апреля 1993 г. на Муровдаге "дружественным" огнем ПВО Азербайджана по ошибке был сбит Ми-8 под управлением Валерия Меркулова, Виктора Кондрашова и Расима Мустафина (весь экипаж погиб)
30 августа 1993 г. в Губадлинском районе был сбит Ми-24 под управлением Фейруза Джалилова, Александра Мизяка и Арифа Маралиева (весь экипаж погиб).
10 января 1994 г. в Кельбеджарском районе, при выполнении боевого задания в сложных метеоусловиях, столкнулся с землёй Ми-24 под управлением Адиля Исмаилова, Зюлькайда Зюлькайдаева и Махира Гусейнова (весь экипаж погиб).
Небоевые потери вертолетов ВВС Азербайджана:
29.02.1992 в районе пос.Новханы во время выполнения тренировочного полета на малой высоте вертолет Ми-24 под управлением полковника Явера Алиева, майора Сергея Сенюшкина и Фазаила Байрамова, столкнулся с водной поверхностью озера и затонул (весь экипаж погиб).
За весь период Карабахской войны, пилоты армейской авиации с честью выполняли свои обязанности. 12 пилотов вертолетов, удостоены звания, Национальный герой Азербайджан: Яшар Алиев, Сергей Сенюшкин, Виктор Серегин, Сафа Ахундов, Арастун Махмудов, Евгений Карлов, Фахраддин Мусаев, Закир Меджидов, Руслан Половинко, Джаваншир Рагимов, Закир Юсифов, Тахир Багиров,

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#478 Gerald_Malcolm

Gerald_Malcolm

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 122

Отправлено 05 Январь 2019 - 12:46

Летом 1992 г. начался процесс передачи вооружения подразделений бывшей Советской Армии в распоряжение МО Азербайджана. Россия, без согласования с азербайджанской стороной, вывела значительное количество авиатехники, в том числе вертолетов. Так были полностью выведены в Россию 286-ая и 381-ая ОВЭ. Материальная часть других эскадрилий также была в большей степени выведена в Россию. Так из 24 ударных вертолетов Ми-24, дислоцированных на территории Азербайджана на начало 1992 г., 15 вертолетов Ми-24 были выведены в Россию. Летом 1992 г. МО Азербайджана было передано ещё 10 вертолетов: один Ми-24 (по некоторым данным он был в неисправном состоянии) и девять Ми-8. Также были переданы четыре вертолёта Ка-27ПС и несколько вертолетов Ми-2. Тут надо отметить, что до сих пор много разных версий о количестве переданных Ми-24. По одним сведениям якобы летом Азербайджану было передано ещё 9 вертолетов Ми-24 и общее количество пересланных Ми-24 составило 18 единиц. Но, данная цифра вызывает сомнения, т.к. всего на территории Азербайджана дислоцировалось 24 вертолёта Ми-24 в составе подразделений бывшей Советской Армии и 4 вертолёта Ми-24 в составе подразделений погранвойск. Большая часть вертолетов Ми-24 была выведена в Россию. По состоянию на 17 июля 1992 г. Азербайджан признавал получение 9 вертолетов Ми-24 из состава 386-ой ОВЭ. 22 сентября 1993 г.при подписании Протокольной записи двусторонних консультаций между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией стороны согласились, что Азербайджану было передано 8 ударных вертолетов. В ноте № 175 МИД Азербайджана от 06.11.1993 года, направленном делегациям государств -участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ), в совместную консультативную группу в Вене, также указывается, что Азербайджан получил 8 ударных вертолетов . Таким образом цифра в 18 переданных вертолетов Ми-24 никак не подтверждается. Можно констатировать, что при разделе имущества бывшей Советской Армии, Азербайджаном по разным данным, было получено от 8 до 10 ударных вертолетов Ми-24.
 

Разбирали же вроде на 6 стр?

9 вертолетов Ми-24П было точно получено от 386 ОВЭ неофициально,без акта передачи.

8-10 из 326-ой официально-по акту.

Иначе цифры не бьются. Получается,что потеряно больше чем было в наличии. 



#479 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 05 Январь 2019 - 13:21

Разбирали же вроде на 6 стр?
9 вертолетов Ми-24П было точно получено от 386 ОВЭ неофициально,без акта передачи.
8-10 из 326-ой официально-по акту.
Иначе цифры не бьются. Получается,что потеряно больше чем было в наличии.

Было получено только 9 вертолетов Ми-24 от 386
Инфа о получении ещё 8-10 вертолётов Ми-24 от 326 подтверждения не нашла. Лицо сообщившее мне эту инфу о получении Ми-24 от 326-ой или просто не владело информацией или просто перепутало.
По всем данным речь может идти всего о 8-10 вертолетах Ми-24, полученных от бывшей СА

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#480 Gerald_Malcolm

Gerald_Malcolm

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 122

Отправлено 05 Январь 2019 - 17:29

По всем данным речь может идти всего о 8-10 вертолетах Ми-24, полученных от бывшей СА

Даже если опустить все отчеты по которым было передано 18 учтенных/неучтенных вертолетов, есть еще фото с АБ Кала 2000 года.

На тех фотографиям красуются вертолеты разных модификаций, с разным цветом и местом нанесения номеров, что уже исключает версию о том что были переданы только Ми-24П с Сангачалы.

Те были однотипны, имели схожий камуфляж, цвет номеров и пр.



#481 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 05 Январь 2019 - 17:36

Даже если опустить все отчеты по которым было передано 18 учтенных/неучтенных вертолетов, есть еще фото с АБ Кала 2000 года.
На тех фотографиям красуются вертолеты разных модификаций, с разным цветом и местом нанесения номеров, что уже исключает версию о том что были переданы только Ми-24П с Сангачалы.
Те были однотипны, имели схожий камуфляж, цвет номеров и пр.

К 2000 их могли и перекрасить и нумерацию поменять.
Кроме того за 6 лет после окончания войны могли быть и новые закупки вертолётов.

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#482 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 06 Январь 2019 - 11:50


Даже если опустить все отчеты по которым было передано 18 учтенных/неучтенных вертолетов, есть еще фото с АБ Кала 2000 года. На тех фотографиям красуются вертолеты разных модификаций, с разным цветом и местом нанесения номеров, что уже исключает версию о том что были переданы только Ми-24П с Сангачалы. Те были однотипны, имели схожий камуфляж, цвет номеров и пр.

Возьмем для примера книгу Евгения Алиева

По данные которые предоставлял Азербайджан по ДОВСЕ, в 1994 году в наличии было 6 ударных вертолетов, в 1995 году уже Азербайджан заявил 18 ударных вертолетов

Т.е. в 1994-1995 годах было приобретение 12 ударных вертолетов

Скорее всего на фото с АБ "Кала" попали в том числе и эти приобретенные в 94-95 годах вертолеты


«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#483 Gerald_Malcolm

Gerald_Malcolm

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 122

Отправлено 06 Январь 2019 - 18:27

Возьмем для примера книгу Евгения Алиева

По данные которые предоставлял Азербайджан по ДОВСЕ, в 1994 году в наличии было 6 ударных вертолетов, 

Что хорошо бьется с потерями которые Вы озвучили. 11 потерянных + 6 живых в 1994 году, но никак не бьется с цифрой в 9 вертолетов доставшихся от 386-й.



#484 Gerald_Malcolm

Gerald_Malcolm

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 122

Отправлено 06 Январь 2019 - 18:31

Т.е. в 1994-1995 годах было приобретение 12 ударных вертолетов

Скорее всего на фото с АБ "Кала" попали в том числе и эти приобретенные в 94-95 годах вертолеты

Если это так-то это новая информация.Нигде и никогда она не озвучивалась.

Вы на эти фото посмотрите, на свежие покупки они не тянут.

http://smallairforce...-2000-baku.html



#485 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 06 Январь 2019 - 18:54

Если это так-то это новая информация.Нигде и никогда она не озвучивалась.
Вы на эти фото посмотрите, на свежие покупки они не тянут.
http://smallairforce...-2000-baku.html

Это не новая информация
Книга Е. Алиева была написана в 2006 году

Вертолеты Ми-24 скорее всего покупали на Украине и ясно, что были куплены не Ми-24 первой свежести.

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#486 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 06 Январь 2019 - 19:22

Если это так-то это новая информация.Нигде и никогда она не озвучивалась.

Вот скриншот из книги Е. Алиева
Ссылку на неё здесь уже выставляли

01874e525cc8.jpg

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#487 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 06 Январь 2019 - 19:29

Что хорошо бьется с потерями которые Вы озвучили. 11 потерянных + 6 живых в 1994 году, но никак не бьется с цифрой в 9 вертолетов доставшихся от 386-й.

Давайте считать
В 1992 году потеряно 5 Ми-24
В 1993 году потеряно 2 Ми-24
В 1994 году потерян 1 Ми-24
В 1993 году Азербайджаном в рамках обмена военной информацией по ДОВСЕ заявлено 6 ударных вертолетов
Итого имеем: 6 вертолетов + 5 вертолетов (потерянных в 1992) = 11 ударных вертолетов, которые были в распоряжении Азербайджана в 1992 году
Один Ми-24 был захвачен у армян
Итого остаётся 10 Ми-24.

9 Ми-24 были получены у 386 эскадрильи
Ещё 1 Ми-24 был получен или от 326 эскадрильи или от погранвойск

P.S. Я озвучил в статье 9 потерянных вертолетов: 8 Ми-24 + 1 Ми-24

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#488 Gerald_Malcolm

Gerald_Malcolm

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 122

Отправлено 06 Январь 2019 - 21:47

P.S. Я озвучил в статье 9 потерянных вертолетов: 8 Ми-24 + 1 Ми-24

Моя ошибка. У вас указано 9.

В 1993 году Азербайджаном в рамках обмена военной информацией по ДОВСЕ заявлено 6 ударных вертолетов

 

Эти сводки, как правило, подаются на декабрь текущего года. Наверное правильно считать 8+6

Ну и существует нота №49 от 30.03.1993 г. В которой говорится о переданных официально 8 ед. 

Что хорошо бьется с уведомлением МО РФ от 27.11.1992, 



#489 Gerald_Malcolm

Gerald_Malcolm

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 122

Отправлено 06 Январь 2019 - 21:49

Это не новая информация
Книга Е. Алиева была написана в 2006 году

Вертолеты Ми-24 скорее всего покупали на Украине и ясно, что были куплены не Ми-24 первой свежести.

Просто обо всех покупках того периода известно, а вот про Ми-24 нигде и никогда я упоминаний не встречал.



#490 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 06 Январь 2019 - 22:17


Что хорошо бьется с уведомлением МО РФ от 27.11.1992,

В обмене военной информации МО Азербайджана от 17.07.92 говорится о 9 полученных ударных вертолетах

В ноте МИД России от 30.03.93 также говорится о 8 ударных вертолетах переданных Азербайджану

В Протокольной записи двусторонних консультаций между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией от 22 сентября 1993, также говорится о 8 переданных ударных вертолетах

В ноте МИД Азербайджана № 175 от 03.11.93 также говорится о 8 полученных ударных вертолетах.

 

На этом фоне уведомление МО РФ от 27.11.92 - это единственный документ, где говорится о 8 удержанных ударных вертолетах и 10 переданных ударных вертолетах.

С учетом вышеуказанных документов, в уведомлении просто эти вертолеты указаны два раза: сначала как удержанные, а затем как переданные по акту приема-передачи


«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#491 diesel

diesel

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 4 492

Отправлено 09 Январь 2019 - 20:58

Как же прав был Чингиз Гусейнов!
На днях сам убедился на своей шкуре в этом.
Надо же так выстроить общество в строй и такую атмосферу насадить, что подавляющее большинство боится говорить о событиях 25-ти летней давности.
25 лет прошло!!! 25 лет!!!
А все боятся.

P.S. При том, что эти события, никак не касаются нынешней власти и лишь описывают реальный подвиг в 1993 году.

 

Что за события в 1993 году были? почему боятся если они не касаются нынешней власти? 


Сообщение отредактировал diesel: 09 Январь 2019 - 20:58


#492 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 09 Январь 2019 - 21:07

Что за события в 1993 году были? почему боятся если они не касаются нынешней власти?

Эвакуация жителей Кельбеджарского района с 27.03.93 по 04.04.93
Почему боятся - не знаю
Но, даже при сохранении анонимности все в отказ пошли

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#493 diesel

diesel

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 4 492

Отправлено 09 Январь 2019 - 21:25

Эвакуация жителей Кельбеджарского района с 27.03.93 по 04.04.93
Почему боятся - не знаю
Но, даже при сохранении анонимности все в отказ пошли

а почему это был подвиг? Эвакуация шла под обстрелом армян



#494 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 09 Январь 2019 - 22:20

а почему это был подвиг? Эвакуация шла под обстрелом армян


13 февраля 1993 г. армянским войскам удалось перерезать дорогу Тер-Тер – Кельбеджар, тем самым отрезав Кельбаджарский район, где проживало примерно 60 тыс. гражданского населения, и дислоцированную там 701-ю мотострелковую бригаду от остальной территории Азербайджана.
Снабжение стало возможным только через высокогорные перевалы Муровдагского хребта (высота 3200-3700 метров), труднопроходимые зимой и ранней весной, и вертолеты стали едва ли не единственным средством доставки всего.
В этих условиях основная тяжесть по снабжению Кельбеджарского района и 701-ой мотострелковой бригады легла на пилотов вертолетов.
Для снабжения района и бригады была выделена группировка из 10-ти транспортных вертолетов Ми-8. Ежедневно транспортные вертолеты армейской и гражданской авиации совершали до 7-ми вылетов в Кельбеджарский район, доставляя необходимые припасы и вывозили раненных.
27 марта 1993 г. армянские войска начали наступление на Кельбеджарский район.
В этих условиях президент Азербайджана Абульфаз Алиев (Эльчибей) обратился к правительству Турции с просьбой перебросить несколько вертолетов для эвакуации гражданского населения, жизни которого грозила вполне реальная опасность.
Но правительство Турции отказалось выделить вертолеты, сославшись на отсутствие общей границы между Азербайджаном и Турцией .
Поэтому в период с 27 марта по 4 апреля 1993 г. эвакуация большого числа жителей Кельбеджарского района была осуществлена силами транспортных вертолетов армейской и гражданской авиации. Почти неделю вертолеты безостановочно эвакуировали жителей.
Несмотря на то, что транспортный вертолёт Ми-8 может перевозить максимум 24 человек, иногда на одном вертолете эвакуировалось до 70 человек. Для того чтобы можно было брать больше людей, вертолеты брали минимум горячего.
Всего в операции по эвакуации жителей Кельбеддарского района было задействовано 13-14 вертолетов Ми-8.
В ходе сложнейшей операции силами транспортных вертолетов было эвакуировано более 5 тыс человек из труднодоступных местностей Кельбеджарского района.
За 7 дней операции налет каждого из экипажей вертолетов составил от 70 до 100 часов. Сама операция проводилась в сложных погодных условиях, при наступлении армянских войск на Кельбеджарский район и часто происходила непосредственно из зоны боевых действий под обстрелом.
Ежедневно – с 13 февраля 1993 г. по 04 апреля 1993 г. - пилоты транспортных и ударных вертолетов, в сложных погодных условиях совершали перелеты через Муровдагский хребет (высота 3200-3700 метров) в высокогорный Кельбеджарский район и обратно, выполняя задачи как по снабжению и эвакуации, так и по боевому сопровождению. За этот период было выполнено около 4 тыс. вылетов, при этом был утерян лишь один вертолёт Ми-8 от случайного «дружественного огня».

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#495 Asadulla

Asadulla

    Почетный ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 33 896
  • ГородМосква

Отправлено 09 Январь 2019 - 22:22

Хотел подробно написать про эту операцию, на самом деле подвиг для вертолётчиков
Но, все участники данной операции наотрез отказались общаться, даже анонимно
Был даже обозван - армянским шпионом.
  • Шыныхлы и diesel это нравится

«Везде Россия, где властвует русское оружие» (генерал-фельдмаршал И.Паскевич).

 

https://t.me/Karabakh_war_history


#496 diesel

diesel

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 4 492

Отправлено 09 Январь 2019 - 23:06

Хотел подробно написать про эту операцию, на самом деле подвиг для вертолётчиков
Но, все участники данной операции наотрез отказались общаться, даже анонимно
Был даже обозван - армянским шпионом.

да странная психология, это может потому что сама эвакуация идёт в разрез с пропагандой что армяни по самой природе наступать не могу, потомучто трусы и за них воевали русские







Темы с аналогичными тегами: Карабахская война

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика