Перейти к содержимому


Фотография

Горячее лето 44-го: Юбилей взятия Дрогобыч

дрогобыч дрогобич освобождение взятие вмв вов 1944

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Декапольцев

Декапольцев

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • Cообщений: 193

Отправлено 06 Август 2019 - 00:23

75 лет назад – 6-го августа 1944 года – советские войска взяли областной центр Дрогобыч, колыбель нефтегазовой отрасли СССР.
 
Впрочем, изначально этот польский городок на берегу реки Тисменица был крупнейшим центром солеварения. Считается, что он основан в 11 веке (Магдебургское право получил в 1460 году) в местности, богатой соляными источниками. Здесь до сих пор работает самое древнее промышленное предприятие Украины – солеваренный завод (древнейший в Европе), в паспорте которого указан год основания 1250-й. На гербе и на флаге города, при любой власти, были изображены девять соляных топок, официальный девиз города: «Дрогобыч – в нём вся соль».
 
Национальная структура населения города, начиная со Средних веков и до Второй Мировой войны, была характерна для данного региона: более 40% составляли евреи, остальные – в равных долях поляки и русины-украинцы. 
 
В 1772 году, после распада польского государства, Дрогобыч оказался в составе Австро-Венгрии. Именно в этот период он превратился в крупнейший в Европе центр нефтяной промышленности. Издавна на его окраинах находили нефть и озокерит (воск типа битума). С 1788 года в Дрогобыче впервые в Европе начали использовать для освещения улиц фонари, работающие на нефти. В 1814 году была создана первая примитивная нефтеперегонная установка, а 1859 году уже запущена первая промышленная установка для полноценной переработки нефти. В 1866 г. запущен первый в Центральной Европе нефтеперерабатывающий завод, в 1910 г. — второй. Благодаря Дрогобычу, Австро-Венгерская империя занимала третье место в мире по объёмам нефтедобычи.
 
Собственно добыча нефти и озокерита велась в Бориславе (пригород, в десятке километров от центра Дрогобыча), а в самом Дрогобыче было построено два нефтеперерабатывающих завода. Кроме того, Дрогобыч и Трускавец (тоже пригород, в 5 километрах от центра) были чем-то вроде Куршавеля: здесь строились особняки нефтяных королей (владельцев скважин в Бориславе). Благодаря близости к нефтяным месторождениям, в Трускавце сформировались источники целебных минеральных вод, которые разрабатывались параллельно с нефтью Борислава. В те годы, как и сейчас, дорогих иномарок в Дрогобыче и Трускавце было больше, чем на улицах европейских столиц. Рабочих из Борислава в Дрогобыч возили на трёх автобусах.
 
Не отставал Дрогобыч от Европы и в архитектурном плане. Благодаря «нефтяным» деньгам из Борислава, город застраивался в разнообразных стилях: готика, ренессанс, барокко, классика, эклектика, модерн. В 1842-1865 годах построена хоральная синагога, самая большая в Восточной Галичине.
 
В 1775 году в Дрогобыче была открыта одна из первых в Галичине украинских гимназий. В ней учились классики национальной литературы Иван Франко, Василь Стефаник, Лесь Мартович, Бруно Шульц и ряд других деятелей культуры и искусства.
 
В ходе Первой Мировой войны Дрогобыч с боями переходил из рук в руки. Отступая, войска Русской Императорской армии демонтировали и увезли с собой оборудование нефтезавода, а запасы нефтепродуктов слили из хранилищ.
 
После Первой Мировой войны и распада всех империй, власть в городе ненадолго взяли коммунисты. Делались попытки создать своеобразный «красный пояс» с Венгрией и Баварией (где также ненадолго победило коммунистическое движение). Также Дрогобыч побывал в составе Западно-Украинской народной республики, а потом перешёл под власть Польши. В тот период (1924-1926 гг) был построен газопровод Стрый —Дрогобыч — Борислав — Стебник.
 
В начале Второй Мировой войны, 1-го сентября 1939 года германские войска напали на Польшу. 10-го сентября были нанесены авиаудары по железнодорожному вокзалу Дрогобыча и первому нефтезаводу, 11-го сентября – по сользаводу, второму нефтезаводу и Трускавцу. 18 сентября в Дрогобыч вошли немецкие войска, назначили бургомистра (из состава местной польской общины) и начали вывозить нефтепродукты. Но уже на рассвете 24 сентября 1939 года немцы покинули город, поскольку в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, Дрогобыч входил в сферу интересов СССР. В 17:45 того же дня по улице Стрыйской в Дрогобыч вошли подразделения 12-й армии генерала Тюленева.
 
С осени 1939 года Дрогобыч стал центром Дрогобычской области в составе СССР, и сохранял этот статус до 1959 года, когда (в связи с исчерпанием запасов нефти, а значит – сокращением финансовых возможностей) Дрогобычская область была упразднена и включена в состав Львовской области, а Дрогобыч стал райцентром.
 
Сразу же началась национализация и конфискация банков, предприятий, имущества кооперативов, церковных организаций и частных лиц. Шикарные виллы нефтяных королей в Трускавце и Дрогобыче (полторы сотни штук) были преобразованы в санатории для трудящихся (кстати, именно там в эти дни гуляют «зелёные и невежливые» после победы на выборах).
 
Кроме того, был создан государственный областной драмтеатр (теперь это Львовский областной академический музыкально-драматический театр имени Юрия Дрогобыча), областная филармония, областной дом народного творчества, учительский институт (теперь это Дрогобычский педагогический университет), государственный областной исторический музей (теперь это краеведческий музей), государственные областные библиотеки для взрослых и для детей, школы и медицинские учреждения.
 
Взамен Советский Союз получил крупнейший центр нефтедобычи, причём большинство продукции шло на экспорт – в основном в ту самую Германию. 7-го ноября в Дрогобыче впервые прошло празднование годовщины Октябрьской революции, во время которого демонстранты топтались по государственной и национальной символике поляков.
 
Вся эта идиллия была нарушена 22-го июня 1941 года, когда началось советско-германское противостояние. Немецкие войска заняли Дрогобыч уже 1-го июля, и за годы оккупации уничтожили почти всех евреев: до прихода советских войск дожило только 500 человек (из 13500), в том числе главный раввин Якуб Авигдор.
 
Немецкая оккупация продолжалась более трёх лет. Городом снова овладели советские войска в ходе Львовско-Сандомирской наступательной стратегической операции. 6 августа 1944 года, около 8:30 утра, после двухчасового боя в районе Первого нефтезавода (Польмин), Дрогобыч взяли подразделения советской 167-й стрелковой дивизии (из состава 1-й гвардейской армии Четвёртого Украинского фронта). 
 
Хотя боевые действия при взятии Дрогобыча были умеренно интенсивными, город был разрушен, как говорится, до основания, но не нами – а в ходе массированного авиаудара американской стратегической авиации, который состоялся 26-го июня 1944 года.
 
Там, вообще, получилась достаточно неприятная история, с этими американцами над Дрогобычем. Всё началось с того, что мы разрешили им использовать наши аэродромы под Полтавой, для стратегических бомбардировок Германии и её союзников. Американцам это было необходимо, они делали ставку на дальние авиаудары (а мы – на артиллерию и танковые войска).
 
Вся эта операция получила название «Неистовый Джо» («Джо» - это Иосиф, в смысле Сталин), и предполагалось сделать несколько рейдов, но всё окончилось уже на втором – над Дрогобычем.
 
Начиналось неплохо. Первая партия вылетела из Италии 2-го июня 1944 года: 130 стратегических бомбардировщиков В-17 «Летающая Крепость» в сопровождении 70 истребителей Р-51 «Мустанг». Головной самолёт пилотировал командующий 15-й армией ВВС США, генерал-лейтенант Айра Эйкер. Пролетев над Адриатическим морем, они разбомбили Дебрецен (крупный город в Венгрии) и приземлились: 65 бомбардировщиков в Миргороде, 64 в Полтаве (один погиб в пути), а в Пирятине – 64 истребителя (остальные 6 истребителей досрочно вернулись в Италию по техническим причинам).
 
11-го июня эта группа вернулась в Италию, по пути разбомбив Румынию (г.Фокшаны). При этом один бомбардировщик был сбит и, по трагическому стечению обстоятельств, именно в нём находился фотокорреспондент, в результате у немцев оказалось более 500 снимков Полтавского аэроузла, а главное – они сразу раскрыли всю схему.
 
Поэтому, когда вторая партия (163 бомбардировщика и 57 истребителей) взлетела 21-го июня с Британских островов, её уже ждали. В небе над Германией состоялся крупный воздушный бой, а главное – за американцами увязался немецкий самолёт-разведчик: он незаметно сопровождал их до Полтавы, раскрыв места базирования и систему ПВО аэродромов. Неприятности этим не ограничились: уже над Украиной они попали в грозовой фронт, из-за чего три В-17 осуществили вынужденную посадку в Жулянах, два — в Борисполе, ещё два — в Бышове и Деймановке. Остальные дошли до места назначения: 73 бомбардировщика сели в Полтаве, 64 — в Миргороде, истребители — в Пирятине.
 
В ночь с 21 на 22 июня немцы нанесли ответный удар, и здесь самое трагичное было то, что мы взял на себя ПВО этих аэродромов, где парковались американцы. В системе Вооруженных Сил СССР, войска ПВО всегда были худшим родом войск по своей боевой эффективности (тому есть ряд причин, заслуживающих отдельного разговора), как, впрочем, и сейчас – насколько мы видим по ситуации в Сирии.
 
С аэродрома в Барановичах взлетели немецкие самолёты-целеуказатели, с аэродромов Белосток и Деблин – по 90 бомбардировщиков. Около полуночи они подлетели к Полтаве и, если коротко, вдребезги разбомбили весь полтавский аэродром в течение полутора часов: на земле были полностью уничтожены 44 «Летающие Крепости», остальные – серьёзно повреждены, полностью уцелели только 9 штук. Эти потери стали крупнейшими для американской авиации за всю Вторую Мировую войну. Вина была полностью возложена на советскую систему ПВО: огонь зенитных установок с земли не просто был бесполезным – не сбито ни одного немецкого самолёта. Но зенитки, расположенные по периметру аэродрома, своим огнём только подсвечивали пространство, облегчая немцам целеуказание.
 
Понимая, что в данной ситуации никто не застрахован от повторения подобного, американцы перегнали свои уцелевшие самолёты в Харьков и Запорожье, и очень вовремя: следующей ночью немцы нанесли удар уже по аэродромам в Пирятине и Миргороде, уничтожив находившиеся там американские склады.
 
На этом фоне американцы приняли решение отказаться от дальнейшего проведения данной операции и вообще сотрудничества в сфере стратегических авиаударов (правда, несколько позже оно ненадолго возобновилось, в несколько ином формате).
 
Рано утром 26-го июня они собрали все свои уцелевшие самолёты и перегнали их из Полтавы в Италию. По пути, согласно заявке советского командования, они разбомбили Дрогобыч: около 127 тонн бомб было обрушено на нефтеперерабатывающий завод и транспортный узел.
 
Таким образом, советские войска овладели лишь дымящимися руинами. 6-го августа 1944 года, Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин издал приказ № 163 в адрес командующего Четвёртым Украинским фронтом:
 
«… Генерал-полковнику Петрову
Войска 4-го Украинского фронта, развивая успешное наступление, сегодня, 6 августа, штурмом овладели крупным промышленным центром и областным городом Украины Дрогобыч – важным узлом коммуникаций и опорным пунктом обороны противника, прикрывающим подступы к перевалам через Карпаты… В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городом Дрогобыч, представить к присвоению наименования “Дрогобычских” в к награждению орденами… Сегодня, 6 августа, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 4-го Украинского фронта, овладевшим городом Дрогобыч, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.
За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города Дрогобыч...
Верховный Главнокомандующий, Маршал Советского Союза И.В.Сталин».
 
Почётное наименование «Дрогобычских» было присвоено 107-му стрелковому корпусу, 520-му  330-му гвардейскому стрелковым полкам, 306-му артиллерийскому полку, 356-й зенитному полку и 115-му инженерно-сапёрному батальону.
 
На Холме Славы в Дрогобыче, в Мемориале похоронены 128 советских воинов, погибших здесь. В отличие от известных соседей Дрогобыча, памятники советским воинам здесь не демонтированы, хотя и находятся в не лучшем состоянии.
 
В наши дни Дрогобыч сохраняет свои позиции промышленного центра, несмотря на исчерпание запасов нефти. Но главное: этот город является лидером в Украине по внедрению информационных технологий. Как выяснилось, счастье этого города – вовсе не в нефти, о чём писал ещё Иван Франко:
 
«… Над Тисьменичкою-рікою,
Що звесь «нафтовою калюжею»,
Там город преславний Дрогобич лежить,
Преславний, та не дуже.
 
І хоч Борислав, Трускавець,
Стебник і другі діти
На нього сиплють слави блеск, –
Він якось не міг проясніти…»
 
Интерактивная карта боевых действий:
 






Темы с аналогичными тегами: дрогобыч, дрогобич, освобождение, взятие, вмв, вов, 1944

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика