Перейти к содержимому


Фотография

Горячее лето 44-го: Юбилей взятия г. Стрый

Стрый Стрий освобождение взятие ВМВ ВОВ Украисна газ

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Декапольцев

Декапольцев

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • Cообщений: 178

Отправлено 04 Август 2019 - 18:23

75 лет назад – 5-го августа 1944 года – город Стрый был взят войсками Первого Украинского фронта под командованием маршала Конева, наступавшими на запад в ходе Львовско-Сандомирской стратегической операции.
 
Этот райцентр находится во Львовской области (67 км южнее Львова), на левом берегу одноименной реки Стрый, на стратегическом перекрёстке в предгорьях Карпат. Здесь под прямым углом пересекаются два международных магистральных направления, включая автомобильные и железные дороги. Первое идёт через Львов и Стрый далее на юг, пересекая гряду Карпатских гор – в Венгерскую равнину (нами называемую Закарпатьем), в Венгрию и Румынию. Второе направление идёт вдоль северного подножья Карпатских гор: через Ивано-Франковск и Стрый – на Дрогобыч – Самбор  и далее в Польшу. 
 
Главный удар советские войска наносили севернее: от Луцка через Броды на Львов и далее на запад – на польский областной центр Сандомир на берегу Вислы. Здесь действовали главные силы Первого Украинского фронта – все три его танковые армии и пять общевойсковых. Для действий на вспомогательном направлении – вдоль подножья Карпат, через Ивано-Франковск – Стрый – Дрогобыч – были выделены две общевойсковые армии: 1-я гвардейская под командованием генерала Гречко (будущего Маршала и министра обороны СССР) и 18-я под командованием генерала Журавлёва, а комиссаром в ней был генерал-лейтенант Брежнев Леонид Ильич – будущий Маршал и глава государства СССР. Как мы увидим далее, эта операция сформировала его мировоззрение относительно роли нефте-газовой промышленности.
 
Эти две армии, перейдя в наступление 20-го июля, в первую продвигались в среднем по 10-15 километров в сутки. Командующий фронтом маршал Конев, своим распоряжением приказал им с 27 июля ускориться в два раза и нанести стремительный удар в направлении на Стрый и Дрогобыч, к исходу 29 июля овладеть Дрогобычем. Но ускориться не удалось, 27-го июля войска 1-й гвардейской армии продвинулись опять на 15 км, и к исходу дня вышли на рубеж Городище – Ходоров – Войнилув – Грабувка. Войска 18-й армии в этот день продвинулись правым флангом на 20 км и к исходу дня вели бои на рубеже восточнее Красна – Яблонка. 
 
Тогда Конев снял с львовского направления части одной из танковых армий (4-й генерала Лелюшенко), с задачей форсированным маршем к утру 28 июля выйти в район Самбора, откуда стремительным ударом к исходу дня овладеть Дрогобычем и Бориславом, не допустив отхода противника от Ивано-Франковска через Стрый, Дрогобыч, Самбор, и далее на запад за реку Сан. Однако из-за усилившегося сопротивления немцев на рубеже реки Днестр и в районе Дрогобыча, 4-я танковая армия не смогла полностью выполнить поставленную задачу.
 
Тем временем, войска 1-й гвардейской армии до конца дня 27 июля вытеснили противника из Ивано-Франковска и преследовали его по дороге на Дрогобыч. Упорные сражения при этом развернулись в районе города Калуш – крупнейшего в мире месторождения калийных солей (но в 1983 году здесь произошла экологическая катастрофа – прорыв дамбы-накопителя отходов химического производства, с тех пор добыча калия здесь прекращена). Городок Калуш несколько раз переходил из рук в руки, окончательно овладеть им удалось только 29 июля. К исходу 30 июля части 1-й гвардейской армии в результате трехдневных упорных боев продвинулись лишь на 8-15 км, и вели бои на рубеже Роздол – Журавно – Збора – Рахув.
 
Соседняя 18-я армия главными силами развивала наступление в направлении Отыня – Богородчаны и одновременно частью сил вела бои за проходы в предгорьях Карпат в районах Пасечна – Дора и южнее Ослав-Бяле. Главные силы этой армии в течение 28-30 июля преследуя противника, к вечеру 30 июля овладели железнодорожной станцией Долина, таким образом перерезав магистральную дорогу ведущую от Львова через Стрый и Карпаты в Венгерскую равнину Закарпатье).
 
Это означало, что у противника оставался только один путь отхода – на запад, через Стрый – Дрогобыч – Самбор – Санок за реку Сян. В течение пяти дней, с 31 июля по 4 августа, немецкое командование развернуло ожесточенные оборонительные бои вдоль рубежа реки Днестр, с многочисленными контратаками, пытаясь прикрыть отход своих войск по этому пути. Одновременно развернулись упорные бои в районе Долины – Выгоды: здесь немцы вернуть дорогу Долина—Людвикувка, выводившую в Венгерскую равнину.
 
За четыре дня ожесточенных боев группировка немецких войск в районе Долины была обескровлена. 4-го августа последние немецкие подразделения начали пробиваться из района Долина—Болехов на запад и юго-запад. Войска 18-й армии, сломив сопротивление противника в районе Выгоды – Долины, с боями продвигались на запад и 5 августа форсировали реку Сьвица.
 
А 1-я гвардейская армия генерала Гречко, во взаимодействии с 4-й танковой армией генерала Лелюшенко и частью сил 38-й армии генерала Москаленко (тоже – будущего Маршала и участника госпереворота с убийством Берии) продолжила наступление на запад, и 5 августа овладела городом Стрый. 
 
Это достаточно древний город, он получил Магдебургское право ещё в 1431 году, находясь в составе Польско-Литовского государства. Им владела талантливая семья Собесских (потом они перепродали город талантливой семье Любартовичей); один из них стал королём Польши – Ян Собесский – и немало сделал для развития родного города в Средневековье.
 
В 1576 году король Стефан Баторий официально предоставил евреям право проживания в Стрый, и гарантировал им равные с христианами права, возникла организованная еврейская община. Православные имели значительное влияние в городском самоуправлении и ремесленных цехах, создавать их имели право только католики. С тех пор население города состояло из евреев, поляков и русинов-украинцев — приблизительно по одной трети. Так, перед началом Второй Мировой войны, на 1939 год состав населения г. Стрый был таким: евреи — 35,6 %, поляки — 34,5 %, украинцы — 28,0 %, немцы — 1,6 %.
 
В 1648 и 1652 годах, в ходе тотальной Гражданской войны Средневековья, Стрый дважды брали штурмом войска Богдана Хмельницкого, город был уничтожен и сожжен. В 1657 году армия Богдана Хмельницкого прибыла в Стрый для объединения з войсками венгерского князя Дъердя Ракоци. Все эти войны кончились тем, что Польша перестала существовать, как государство, а город Стрый с 1772 года вошел в состав Австро-Венгерской Империи талантливой семьи Габсбургов. Тогда же в городе был разобран большой оборонительный замок. 
 
В 1809 году чехом Бауликом была основана первая аптека, на её основе – оздоровительный центр, затем частная больница; вторая больница открылась лишь в середине того же века. До этого люди в основном лечились методом народной медицины в домашних условиях. Лечение в аптеке и больницах было дорогим и не все жителям по карману, поэтому по показателям смертности город занимал третье место во всей Австро-Венгерской: здесь специфическая атмосферная циркуляция и характер местности (река у гор), поэтому в среднем всего лишь 50 солнечных дней в году (у нас в Харькове, для сравнения, 110). Спасением в этом плане стала Первая Мировая война, когда в Стрыю открылось множество военных госпиталей – и местные жители стали массово обращаться туда за медицинской помощью.
 
Железную дорогу в Стрый провели в 1875 году, что дало новый импульс развитию города, ставшего железнодорожным узлом на пять направлений. Здесь были открыты паровозные депо и ремонтные мастерские, которые и сейчас составляют основу экономики города. Как и небольшой чугунолитейный завод Верштайна и завод по выпуску оборудования для нефтегазовой промышленности, построенный английской фирмой «Перкинс и Макинтош». Также Стрый стал центром деревообрабатывающей промышленности Прикарпатья, здесь также была построена спичечная фабрика «Ватра». 
 
Многочисленные пожары и разрушения сильно повлияли на архитектуру города. Наибольший пожар 1886 года уничтожил 3/4 города (970 зданий): все общественные здания, жилые кварталы, суд, мэрию, горсовет, костел, военные склады, налоговую, синагогу. Правительство Австро-Венгрии профинансировало восстановление города в соответствии с архитектурным планом Львовского политехнического общества, который предусматривал правильные геометрические формы застройки кварталов, сооружение двухэтажных каменных домов. Поэтому сейчас в городе нет памятников архитектуры XVIII-XIX веков, зато в полной мере представлены образцы архитектурных стилей начала XX века — классицизм, романтический модерн, сецессия и конструктивизм.
 
С началом Первой мировой войны Стрый став местом рождения легиона «Украинских сечевых стрельцов» в составе австро-венгерской армии. В течение войны город два раза брали войска Российской Империи, но в конечном счёте он остался за Австро-Венгрией. Когда же война кончилась, и обе империи распались, Стрый вошёл в состав Западно-Украинской народной республики (ЗУНР). Но в мае 1919 года был силовым путём включен в состав Польши. Тем не менее, в 1920-1930-х годах Стрый был одним из наиболее активных подпольных центров ОУН.
 
В этот период здесь возникла колыбель будущей газовой промышленности Советского Союза. Газ был обнаружен в Стрыйском районе ещё австрийцами, в начале XX века. 18 апреля 1921 года в посёлке Дашава (12 км от Стрый) была запущена первая газовая скважина. В 1922 году построен первый газопровод: из Дашавы в Стрый (на фото). Газ по нему был настолько дешёвым, что в Стрыю никогда не выключали уличное освещение: дороже было бы содержать бригаду для ежедневного включения-выключения фонарей. Из-за этого Стрый прозвали «город вечного света». В 1929 году этот газопровод продлили до Дрогобыча, и построили ещё два газопровода: Дашава – Львов и Стрый—Моршин—Долина—Выгода.
 
С началом Второй Мировой войны, 17-го сентября 1939 года, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, Советская Армия заняла эту территорию, и Стрый оказался в составе СССР. В первую очередь здесь было внедрено бесплатное медицинское обслуживание жителей (впервые в истории), открыта больница и поликлиника. Добыча газа в этом районе, за 1940 год, составила 495,1 млн кубометров, тогда как в РСФСР тогда добывалось 126,9 млн кубометров, т.е. в три раза меньше. В целом, по состоянию на тот же 1940 год, здесь находилось 60% разведанных советских запасов газа: всего разведано 15,2 млрд кубометров газа, из них в Украине 9 млрд.
 
22 июня 1941 года Германия напала на СССР. Советские войска, находившиеся в Стрый, были подняты по боевой тревоге и выведены в места сосредоточения по плану прикрытия государственной границы.
 
Немецкая армия заняла город 2 июля 1941 года. В середине ноября 1941 г. немцы расстреляли в лесу возле Стрыя большую часть еврейского населения города. 3 сентября 1942 года около 5 тыс. евреев были вывезены в концлагерь Белжец. Остальных переселили в еврейское гетто, полностью уничтоженное к августу 1943 года.
 
Как уже сказано выше, 5-го августа 1944 года советские войска взяли Стрый силами двух пехотных дивизий (141-й и 30-й) из состава 1-й гвардейской армии генерала Гречко. В тот же день, Верховный Главнокомандующий Сталин  подписал приказ, адресованный маршалу Коневу: «…Сегодня, 5 августа 1944 года, в 23 часа 30 минут столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Первого Украинского фронта, овладевшим городом Стрый, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий. … За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города Стрый…». Почетное наименование «Стрыевских» получили, в частности, 436-й стрелковый полк (тот самый, скандально известный тем, что в начале войны его тогдашний командир, с частью бойцов, перешёл на сторону противника), 101-й и 207-й отдельные сапёрные батальоны и 6-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон.
 
Однако маршал Конев читал этот приказ с тяжёлым чувством. Это была его первая операция во главе данного фронта, самого мощного в СССР, и он явно не справлялся с управлением, в отличие от предыдущего командующего – погибшего генерала Ватутина. Дальнейшие события сам Конев описывает в мемуарах следующим образом:
 
«… В конце июля, когда действия развернулись на двух расходящихся операционных направлениях — сандомирско-бреславском и карпатском, надо прямо сказать, что управлять войсками стало очень сложно. Возникла необходимость создания отдельного управления армиями, нацеленными на преодоление Карпат. В конце июля или в начале августа я изложил свои соображения по этому поводу И. В. Сталину и просил создать самостоятельное управление для группы войск карпатского направления. И. В. Сталин мне ответил, что в распоряжении Ставки есть свободное управление 4-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника И. Е. Петрова, которое может принять войска 1-й гвардейской и 18-й армий. Генерал И. Е. Петров прибыл к нам на КП в город Родзехув 4 августа, а на следующий день по директиве Ставки 1-я гвардейская и 18-я армии вошли в состав 4-го Украинского фронта…».
 
То есть, Коневу «надо прямо сказать, что управлять войсками стало очень сложно», поэтому Сталин забрал у него часть войск, и создал из них отдельный, Четвёртый Украинский фронт во главе с генералом Петровым. Этот фронт ранее взял Крым, после чего был расформирован, а генерал Петров отправлен в резерв – и вот пригодился, так кстати. Вообще-то из отрывка мемуаров Конева следует, что 5-го августа Стрый уже брали войска Четвёртого Украинского фронта под командованием генерала Петрова, но записали его по-прежнему на Конева. Как мы увидим далее, на Петрова будут записывать победы, начиная с 6-го августа.
 
После войны, Стрый стал первым городом в Советском Союзе, где с флагштока возле горсовета скинули красный флаг СССР и подняли украинский сине-жёлтый, это произошло 14 марта 1990 года. 
 
Сегодня Стрый – в числе наиболее развитых промышленных центров Львовской области. В 2003 здесь запущен завод немецкой фирмы Leoni AG, на котором изготовляют кабельную продукцию для автомобилей «Опель», «Порше» и «Фольксваген». В 4-х километрах от города расположен бывший военный аэродром, уникальный тем, что мог принимать самолёты всех существующих типов (хоть Мрию, хоть Дримлайнер), сейчас он разрушен, а часть земли занята коммерческими структурами. По-прежнему работают ещё дореволюционные заводы: вагоноремонтный кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающий, а также запущенный в 1976 году автобусный завод «Стрый Авто». Ну и, конечно, управления газопромыслов и подземных хранилищ газа. 
 
В советский период из Дашавы построены газопроводы в Киев (с компрессорными станциями в Тернополе, Красилове, Бердичеве и Боярке) с дальнейшим продлением через Брянск до Москвы, а также Минск—Вильнюс—Рига, в Молдову. В 1967 году газ из Дашавы пошёл в Чехословакию, Австрию, а позже в Румынию и в Болгарию. В 1975 году еще и в Венгрию. Со временем, когда месторождения Стрыевского района были исчерпаны, эта сеть газопроводов стала использоваться как распределительная при экспорте газа на Запад.
 
Великие полководцы с Первого Украинского фронта (Жуков, Конев, Москаленко, Брежнев, Гречко и другие) в этих краях своими глазами видели – что такое газовая промышленность, газопровод и другие ужасные вещи. В 1953 году они осуществили государственный переворот, убили Берию и привели к власти Хрущёва (бывшего при Ватутине комиссаром Первого Украинского фронта), затем его сменил Брежнев. Сразу же началось бурное развитие нефтегазовой отрасли в СССР: стали интенсивно осваиваться гигантские месторождения Крайнего Севера и Сибири. Экспорт сырья вёлся ради «быстрых денег», в ущерб развитию перерабатывающей промышленности. Чтобы добиться разрешения продавать газ в Западную Европу, т.е. в зону оккупации США, они согласились признать факт высадки американцев на Луну. 
 
Добыча газа в Стрыйском районе стала уже не рентабельной по сравнению с Севером, куда уехали отсюда половина трудоспособного населения, а учебным центром всего этого дела стал Ивано-Франковский институт нефти и газа. Именно его закончили все, кто занимается газом хоть в РФ, хоть у нас в Харьковской области, кто сидит в УкрНИИГаз на Красношкольной набережной. Конкурентов у Ивано-Франковского института в СССР было только два: Бакинский и Московский институт нефти и газа имени Губкина, который закончил до войны родной брат моего деда – Алексей Прокофьевич Лисичкин, и их дядя, родной брат моего прадеда – Степан Максимович Лисичкин (потом они работали в Баку на Нефтяных Камнях; во время войны Алексей ушёл на фронт, а Степан был директором Московского нефтеперерабатывающего завода).
 
В день, когда страну покинул Виктор Янукович, 22 февраля 2014 года в Стрыю был демонтирован памятник советскому солдату на площади Рынок.
 
Интерактивная карта боевых действий:
 






Темы с аналогичными тегами: Стрый, Стрий, освобождение, взятие, ВМВ, ВОВ, Украисна, газ

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика