Перейти к содержимому


Фотография

Горячее лето 44-го: Юбилей взятия г. Стрый

Стрый Стрий освобождение взятие ВМВ ВОВ Украисна газ

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Декапольцев

Декапольцев

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • Cообщений: 307

Отправлено 04 Август 2019 - 18:23

75 лет назад – 5-го августа 1944 года – город Стрый был взят войсками Первого Украинского фронта под командованием маршала Конева, наступавшими на запад в ходе Львовско-Сандомирской стратегической операции.
 
Этот райцентр находится во Львовской области (67 км южнее Львова), на левом берегу одноименной реки Стрый, на стратегическом перекрёстке в предгорьях Карпат. Здесь под прямым углом пересекаются два международных магистральных направления, включая автомобильные и железные дороги. Первое идёт через Львов и Стрый далее на юг, пересекая гряду Карпатских гор – в Венгерскую равнину (нами называемую Закарпатьем), в Венгрию и Румынию. Второе направление идёт вдоль северного подножья Карпатских гор: через Ивано-Франковск и Стрый – на Дрогобыч – Самбор  и далее в Польшу. 
 
Главный удар советские войска наносили севернее: от Луцка через Броды на Львов и далее на запад – на польский областной центр Сандомир на берегу Вислы. Здесь действовали главные силы Первого Украинского фронта – все три его танковые армии и пять общевойсковых. Для действий на вспомогательном направлении – вдоль подножья Карпат, через Ивано-Франковск – Стрый – Дрогобыч – были выделены две общевойсковые армии: 1-я гвардейская под командованием генерала Гречко (будущего Маршала и министра обороны СССР) и 18-я под командованием генерала Журавлёва, а комиссаром в ней был генерал-лейтенант Брежнев Леонид Ильич – будущий Маршал и глава государства СССР. Как мы увидим далее, эта операция сформировала его мировоззрение относительно роли нефте-газовой промышленности.
 
Эти две армии, перейдя в наступление 20-го июля, в первую продвигались в среднем по 10-15 километров в сутки. Командующий фронтом маршал Конев, своим распоряжением приказал им с 27 июля ускориться в два раза и нанести стремительный удар в направлении на Стрый и Дрогобыч, к исходу 29 июля овладеть Дрогобычем. Но ускориться не удалось, 27-го июля войска 1-й гвардейской армии продвинулись опять на 15 км, и к исходу дня вышли на рубеж Городище – Ходоров – Войнилув – Грабувка. Войска 18-й армии в этот день продвинулись правым флангом на 20 км и к исходу дня вели бои на рубеже восточнее Красна – Яблонка. 
 
Тогда Конев снял с львовского направления части одной из танковых армий (4-й генерала Лелюшенко), с задачей форсированным маршем к утру 28 июля выйти в район Самбора, откуда стремительным ударом к исходу дня овладеть Дрогобычем и Бориславом, не допустив отхода противника от Ивано-Франковска через Стрый, Дрогобыч, Самбор, и далее на запад за реку Сан. Однако из-за усилившегося сопротивления немцев на рубеже реки Днестр и в районе Дрогобыча, 4-я танковая армия не смогла полностью выполнить поставленную задачу.
 
Тем временем, войска 1-й гвардейской армии до конца дня 27 июля вытеснили противника из Ивано-Франковска и преследовали его по дороге на Дрогобыч. Упорные сражения при этом развернулись в районе города Калуш – крупнейшего в мире месторождения калийных солей (но в 1983 году здесь произошла экологическая катастрофа – прорыв дамбы-накопителя отходов химического производства, с тех пор добыча калия здесь прекращена). Городок Калуш несколько раз переходил из рук в руки, окончательно овладеть им удалось только 29 июля. К исходу 30 июля части 1-й гвардейской армии в результате трехдневных упорных боев продвинулись лишь на 8-15 км, и вели бои на рубеже Роздол – Журавно – Збора – Рахув.
 
Соседняя 18-я армия главными силами развивала наступление в направлении Отыня – Богородчаны и одновременно частью сил вела бои за проходы в предгорьях Карпат в районах Пасечна – Дора и южнее Ослав-Бяле. Главные силы этой армии в течение 28-30 июля преследуя противника, к вечеру 30 июля овладели железнодорожной станцией Долина, таким образом перерезав магистральную дорогу ведущую от Львова через Стрый и Карпаты в Венгерскую равнину Закарпатье).
 
Это означало, что у противника оставался только один путь отхода – на запад, через Стрый – Дрогобыч – Самбор – Санок за реку Сян. В течение пяти дней, с 31 июля по 4 августа, немецкое командование развернуло ожесточенные оборонительные бои вдоль рубежа реки Днестр, с многочисленными контратаками, пытаясь прикрыть отход своих войск по этому пути. Одновременно развернулись упорные бои в районе Долины – Выгоды: здесь немцы вернуть дорогу Долина—Людвикувка, выводившую в Венгерскую равнину.
 
За четыре дня ожесточенных боев группировка немецких войск в районе Долины была обескровлена. 4-го августа последние немецкие подразделения начали пробиваться из района Долина—Болехов на запад и юго-запад. Войска 18-й армии, сломив сопротивление противника в районе Выгоды – Долины, с боями продвигались на запад и 5 августа форсировали реку Сьвица.
 
А 1-я гвардейская армия генерала Гречко, во взаимодействии с 4-й танковой армией генерала Лелюшенко и частью сил 38-й армии генерала Москаленко (тоже – будущего Маршала и участника госпереворота с убийством Берии) продолжила наступление на запад, и 5 августа овладела городом Стрый. 
 
Это достаточно древний город, он получил Магдебургское право ещё в 1431 году, находясь в составе Польско-Литовского государства. Им владела талантливая семья Собесских (потом они перепродали город талантливой семье Любартовичей); один из них стал королём Польши – Ян Собесский – и немало сделал для развития родного города в Средневековье.
 
В 1576 году король Стефан Баторий официально предоставил евреям право проживания в Стрый, и гарантировал им равные с христианами права, возникла организованная еврейская община. Православные имели значительное влияние в городском самоуправлении и ремесленных цехах, создавать их имели право только католики. С тех пор население города состояло из евреев, поляков и русинов-украинцев — приблизительно по одной трети. Так, перед началом Второй Мировой войны, на 1939 год состав населения г. Стрый был таким: евреи — 35,6 %, поляки — 34,5 %, украинцы — 28,0 %, немцы — 1,6 %.
 
В 1648 и 1652 годах, в ходе тотальной Гражданской войны Средневековья, Стрый дважды брали штурмом войска Богдана Хмельницкого, город был уничтожен и сожжен. В 1657 году армия Богдана Хмельницкого прибыла в Стрый для объединения з войсками венгерского князя Дъердя Ракоци. Все эти войны кончились тем, что Польша перестала существовать, как государство, а город Стрый с 1772 года вошел в состав Австро-Венгерской Империи талантливой семьи Габсбургов. Тогда же в городе был разобран большой оборонительный замок. 
 
В 1809 году чехом Бауликом была основана первая аптека, на её основе – оздоровительный центр, затем частная больница; вторая больница открылась лишь в середине того же века. До этого люди в основном лечились методом народной медицины в домашних условиях. Лечение в аптеке и больницах было дорогим и не все жителям по карману, поэтому по показателям смертности город занимал третье место во всей Австро-Венгерской: здесь специфическая атмосферная циркуляция и характер местности (река у гор), поэтому в среднем всего лишь 50 солнечных дней в году (у нас в Харькове, для сравнения, 110). Спасением в этом плане стала Первая Мировая война, когда в Стрыю открылось множество военных госпиталей – и местные жители стали массово обращаться туда за медицинской помощью.
 
Железную дорогу в Стрый провели в 1875 году, что дало новый импульс развитию города, ставшего железнодорожным узлом на пять направлений. Здесь были открыты паровозные депо и ремонтные мастерские, которые и сейчас составляют основу экономики города. Как и небольшой чугунолитейный завод Верштайна и завод по выпуску оборудования для нефтегазовой промышленности, построенный английской фирмой «Перкинс и Макинтош». Также Стрый стал центром деревообрабатывающей промышленности Прикарпатья, здесь также была построена спичечная фабрика «Ватра». 
 
Многочисленные пожары и разрушения сильно повлияли на архитектуру города. Наибольший пожар 1886 года уничтожил 3/4 города (970 зданий): все общественные здания, жилые кварталы, суд, мэрию, горсовет, костел, военные склады, налоговую, синагогу. Правительство Австро-Венгрии профинансировало восстановление города в соответствии с архитектурным планом Львовского политехнического общества, который предусматривал правильные геометрические формы застройки кварталов, сооружение двухэтажных каменных домов. Поэтому сейчас в городе нет памятников архитектуры XVIII-XIX веков, зато в полной мере представлены образцы архитектурных стилей начала XX века — классицизм, романтический модерн, сецессия и конструктивизм.
 
С началом Первой мировой войны Стрый став местом рождения легиона «Украинских сечевых стрельцов» в составе австро-венгерской армии. В течение войны город два раза брали войска Российской Империи, но в конечном счёте он остался за Австро-Венгрией. Когда же война кончилась, и обе империи распались, Стрый вошёл в состав Западно-Украинской народной республики (ЗУНР). Но в мае 1919 года был силовым путём включен в состав Польши. Тем не менее, в 1920-1930-х годах Стрый был одним из наиболее активных подпольных центров ОУН.
 
В этот период здесь возникла колыбель будущей газовой промышленности Советского Союза. Газ был обнаружен в Стрыйском районе ещё австрийцами, в начале XX века. 18 апреля 1921 года в посёлке Дашава (12 км от Стрый) была запущена первая газовая скважина. В 1922 году построен первый газопровод: из Дашавы в Стрый (на фото). Газ по нему был настолько дешёвым, что в Стрыю никогда не выключали уличное освещение: дороже было бы содержать бригаду для ежедневного включения-выключения фонарей. Из-за этого Стрый прозвали «город вечного света». В 1929 году этот газопровод продлили до Дрогобыча, и построили ещё два газопровода: Дашава – Львов и Стрый—Моршин—Долина—Выгода.
 
С началом Второй Мировой войны, 17-го сентября 1939 года, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, Советская Армия заняла эту территорию, и Стрый оказался в составе СССР. В первую очередь здесь было внедрено бесплатное медицинское обслуживание жителей (впервые в истории), открыта больница и поликлиника. Добыча газа в этом районе, за 1940 год, составила 495,1 млн кубометров, тогда как в РСФСР тогда добывалось 126,9 млн кубометров, т.е. в три раза меньше. В целом, по состоянию на тот же 1940 год, здесь находилось 60% разведанных советских запасов газа: всего разведано 15,2 млрд кубометров газа, из них в Украине 9 млрд.
 
22 июня 1941 года Германия напала на СССР. Советские войска, находившиеся в Стрый, были подняты по боевой тревоге и выведены в места сосредоточения по плану прикрытия государственной границы.
 
Немецкая армия заняла город 2 июля 1941 года. В середине ноября 1941 г. немцы расстреляли в лесу возле Стрыя большую часть еврейского населения города. 3 сентября 1942 года около 5 тыс. евреев были вывезены в концлагерь Белжец. Остальных переселили в еврейское гетто, полностью уничтоженное к августу 1943 года.
 
Как уже сказано выше, 5-го августа 1944 года советские войска взяли Стрый силами двух пехотных дивизий (141-й и 30-й) из состава 1-й гвардейской армии генерала Гречко. В тот же день, Верховный Главнокомандующий Сталин  подписал приказ, адресованный маршалу Коневу: «…Сегодня, 5 августа 1944 года, в 23 часа 30 минут столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Первого Украинского фронта, овладевшим городом Стрый, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий. … За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города Стрый…». Почетное наименование «Стрыевских» получили, в частности, 436-й стрелковый полк (тот самый, скандально известный тем, что в начале войны его тогдашний командир, с частью бойцов, перешёл на сторону противника), 101-й и 207-й отдельные сапёрные батальоны и 6-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон.
 
Однако маршал Конев читал этот приказ с тяжёлым чувством. Это была его первая операция во главе данного фронта, самого мощного в СССР, и он явно не справлялся с управлением, в отличие от предыдущего командующего – погибшего генерала Ватутина. Дальнейшие события сам Конев описывает в мемуарах следующим образом:
 
«… В конце июля, когда действия развернулись на двух расходящихся операционных направлениях — сандомирско-бреславском и карпатском, надо прямо сказать, что управлять войсками стало очень сложно. Возникла необходимость создания отдельного управления армиями, нацеленными на преодоление Карпат. В конце июля или в начале августа я изложил свои соображения по этому поводу И. В. Сталину и просил создать самостоятельное управление для группы войск карпатского направления. И. В. Сталин мне ответил, что в распоряжении Ставки есть свободное управление 4-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника И. Е. Петрова, которое может принять войска 1-й гвардейской и 18-й армий. Генерал И. Е. Петров прибыл к нам на КП в город Родзехув 4 августа, а на следующий день по директиве Ставки 1-я гвардейская и 18-я армии вошли в состав 4-го Украинского фронта…».
 
То есть, Коневу «надо прямо сказать, что управлять войсками стало очень сложно», поэтому Сталин забрал у него часть войск, и создал из них отдельный, Четвёртый Украинский фронт во главе с генералом Петровым. Этот фронт ранее взял Крым, после чего был расформирован, а генерал Петров отправлен в резерв – и вот пригодился, так кстати. Вообще-то из отрывка мемуаров Конева следует, что 5-го августа Стрый уже брали войска Четвёртого Украинского фронта под командованием генерала Петрова, но записали его по-прежнему на Конева. Как мы увидим далее, на Петрова будут записывать победы, начиная с 6-го августа.
 
После войны, Стрый стал первым городом в Советском Союзе, где с флагштока возле горсовета скинули красный флаг СССР и подняли украинский сине-жёлтый, это произошло 14 марта 1990 года. 
 
Сегодня Стрый – в числе наиболее развитых промышленных центров Львовской области. В 2003 здесь запущен завод немецкой фирмы Leoni AG, на котором изготовляют кабельную продукцию для автомобилей «Опель», «Порше» и «Фольксваген». В 4-х километрах от города расположен бывший военный аэродром, уникальный тем, что мог принимать самолёты всех существующих типов (хоть Мрию, хоть Дримлайнер), сейчас он разрушен, а часть земли занята коммерческими структурами. По-прежнему работают ещё дореволюционные заводы: вагоноремонтный кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающий, а также запущенный в 1976 году автобусный завод «Стрый Авто». Ну и, конечно, управления газопромыслов и подземных хранилищ газа. 
 
В советский период из Дашавы построены газопроводы в Киев (с компрессорными станциями в Тернополе, Красилове, Бердичеве и Боярке) с дальнейшим продлением через Брянск до Москвы, а также Минск—Вильнюс—Рига, в Молдову. В 1967 году газ из Дашавы пошёл в Чехословакию, Австрию, а позже в Румынию и в Болгарию. В 1975 году еще и в Венгрию. Со временем, когда месторождения Стрыевского района были исчерпаны, эта сеть газопроводов стала использоваться как распределительная при экспорте газа на Запад.
 
Великие полководцы с Первого Украинского фронта (Жуков, Конев, Москаленко, Брежнев, Гречко и другие) в этих краях своими глазами видели – что такое газовая промышленность, газопровод и другие ужасные вещи. В 1953 году они осуществили государственный переворот, убили Берию и привели к власти Хрущёва (бывшего при Ватутине комиссаром Первого Украинского фронта), затем его сменил Брежнев. Сразу же началось бурное развитие нефтегазовой отрасли в СССР: стали интенсивно осваиваться гигантские месторождения Крайнего Севера и Сибири. Экспорт сырья вёлся ради «быстрых денег», в ущерб развитию перерабатывающей промышленности. Чтобы добиться разрешения продавать газ в Западную Европу, т.е. в зону оккупации США, они согласились признать факт высадки американцев на Луну. 
 
Добыча газа в Стрыйском районе стала уже не рентабельной по сравнению с Севером, куда уехали отсюда половина трудоспособного населения, а учебным центром всего этого дела стал Ивано-Франковский институт нефти и газа. Именно его закончили все, кто занимается газом хоть в РФ, хоть у нас в Харьковской области, кто сидит в УкрНИИГаз на Красношкольной набережной. Конкурентов у Ивано-Франковского института в СССР было только два: Бакинский и Московский институт нефти и газа имени Губкина, который закончил до войны родной брат моего деда – Алексей Прокофьевич Лисичкин, и их дядя, родной брат моего прадеда – Степан Максимович Лисичкин (потом они работали в Баку на Нефтяных Камнях; во время войны Алексей ушёл на фронт, а Степан был директором Московского нефтеперерабатывающего завода).
 
В день, когда страну покинул Виктор Янукович, 22 февраля 2014 года в Стрыю был демонтирован памятник советскому солдату на площади Рынок.
 
Интерактивная карта боевых действий:
 

Трагедия Великой Отечественной войны не должна повториться, и для этого необходимо создать все условия. Об этом российский лидер заявил сегодня, 11 декабря 2019, на заседании организационного комитета «Победа».
 
«Мы должны сделать всё для того, чтобы были созданы условия, которые не позволили бы ничего в будущем повторить подобного. А для этого… прежде всего, нужно продвигать правду о тех трагических событиях, о которых мы сегодня говорим», — сказал глава государства.





Темы с аналогичными тегами: Стрый, Стрий, освобождение, взятие, ВМВ, ВОВ, Украисна, газ

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика