9 пункт ноябрьского заявления:
Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.
Ариф бей, я Вас приветствую.
Здесь черным по белому все прописано. Никакого паритетного использования территории Азербайджана и в помине нет. Тот факт что безопасность транспортного сообщения будет обеспечивать ФСБ России уже говорит об экстерриториальности коридора.
Приветствую Вас, Zardabi!
Не все так просто, как кажется. Во-первых, это не правовой документ, а политический, ибо это лишь заявление лидеров трех стран. Но оно не было оформлено юридически в виде решения парламента или хотя бы указов лидеров стран. Соответственно, не оформленное юридически политический документ может быть отменен при смене власти в какой-то из стран. Пока это не грозит, но теоретически такой вариант не исключен.
Второе, в этом 1,5-страничном документе многое не конкретно и расплывчато, у юристов и экспертов много вопросов. Вот, к примеру, 9-ый пункт, указанный Вами. Прочтите первое же предложение, оно ключевое в этом пункте: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе». Что это конкретно означает? Скажем, возьмем транспортные коммуникации, которые бывают воздушные и наземные. Означает ли это предложение, что восстановятся все авиасообщения в регионе? Скажем, будут ли летать из Баку в Ереван и обратно самолеты обеих стран? Может ли Армения использовать территорию Азербайджана и аэропорт Бина для пролета, например дальше в Среднюю Азию? Далее - как быть с восстановлением коммуникации в Карабахе? Скажем, уже год как готов к эксплуатации аэропорт в Ходжалы, он начнет работать и принимать самолеты? А как быть с автомобильными коммуникациями в регионе, скажем будет ли восстановлены транспортные связи из Агдама в Ханкенды?
Или взять железнодорожные пути. Согласно первому предложению пункта 9 должны быть восстановлены ВСЕ железнодорожные пути. А значит не только на юге, но и на севере Газах-Иджеван и дальше в Ереван и Гюмри. Но значит ли это, что лишь Азербайджан будет отправлять через территорию Армении свои поезда и автомобили? А как быть с армянскими? Ведь должны быть восставлены все пути сообщений в регионе.
Обычно к таким кратким политическим документам прикладывается дополнительные документы, где все подробно освещается. Иногда эти дополнительные документы носят секретный характер. Вспомните Договор о ненападении между Германией и СССР от 1939 года, у которого был Секретный дополнительный протокол по разделу сфер влияния в Европе (в советские времена это категорически отрицалось). Или по нашей теме возьмите Мадридские принципы – они давно опубликованы и имеются в Интернете, этот документ также небольшого объема (1,5 страницы), но мало кто знает, что к ним прилагаются множество других документов по каждому пункту и даже предложению Мадридских принципов! Вот также сейчас должно по идее быть с заявлением от 9 ноября 2020 г., который очень краток и не четок и потому 11 января 2021 г. была создана межправительственная комиссия трех стран, которая и будет все подробно расписывать и создавать т.н. «дорожную карту» региона. И когда сегодня мы периодически узнаем новые детали о коммуникациях, в том числе о паритетном использовании Арменией железнодорожных коммуникаций Азербайджана, то это означает, что эти вопросы уже обсуждаются в этой комиссии. Так часто бывает – делается вброс, чтобы проверить реакцию своего и чужого обществ по этой теме. То, что эти вбросы происходят с армянской стороны также закономерен, ибо в Азербайджане все решает один человек, а общество лишено информации, нет дискуссий ни в парламенте ни где еще. То же и в России. А в Армении иная ситуация, там достаточно демократическая ситуация и есть на сегодня прозрачность, хотя бы минимальная и к тому же эти вопросы с коммуникациями, а также демаркацией границы вызывают болезненную реакцию у армян и становятся предметами жарких дискуссий в парламенте и в Армении, почему мы и узнаем периодически новости по этой теме.
Сообщение отредактировал Arif Yunus: 05 Ноябрь 2021 - 14:53