Временной отрезок до Гюлистанского мирного соглашения. Что то вроде настольной книги по Истории Азербайджана (пример."Гюлистан-и Ирам").
Если Вам не трудно, могли бы по подробнее описать эти события.
Сложилось впечатление что было некое недопонимание между Россией и Турцией по вопросу миротворцев. Возможно ли было предотвратить наличие Российских миротворцев? Среди политологов очень популярно мнение что "Азербайджан взял максимум из возможного", вы согласны?
1. Таких книг у нас мало издано. Есть, конечно, многотомная «История Азербайджана». Но Вы же хотите, чтобы было краткое что-то и в доступной форме. Я бы рекомендовал на русском книгу Эльдара Исмайлова «Очерки по истории Азербайджана» (издана в Москве в 2010 г.) – книга современного историка (увы, уже покойного), где кратко, но хорошо написано с древних времен до наших дней. Есть «История Азербайджана с древнейших времен до начала 20 в.» под редакцией Играра Алиева (Баку, 1995). Зато очень много книг отдельно по периодам: книги по истории Манны (автор – Солмаз Кашкай), Атропатены (книги Играра Алиева и Сары .Касумовой), Мидии (книга Играра Алиева), по гуннам в Азербайджане (книга Юсифа Джафарова), огромное количество книг по истории Кавказской Албании (здесь лучше всех – Фарида Мамедова и ее последняя книга «Кавказская Албания и албаны»), много книг по исламскому периоду (постарайтесь достать 3-х томник Зии Буниятова).
Есть книги по тематике. Скажем, я издал книгу «Ислам в Азербайджане» (с древних времен до наших дней, вот линк - https://www.ipd-az.o...slam-az-rus.pdf), есть книги по военной истории Азербайджана (С. Г. Мамедов. История войн и военного искусства Азербайджана. С древнейших времен до 17 в. Баку, 1995), есть по отдельным городам (Сара Ашурбейли по истории Баку, Гусейн Джидди – по истории Шемахи и др.).
2. Это было время, когда возникло Сефевидское государство (подробнее об этом государстве есть книга Октая Эфендиева «Азербайджанское государство Сефевидов, рекомендую найти и прочесть), которое было шиитским. А поскольку значительная часть Азербайджана тогда составляли сунниты, это привело к жестоким религиозным войнам. Вообще, тогда в те века словно вирус охватил Европу и Азию и везде шли религиозные войны – во Франции католики и гугеноты, потом такие же войны по всей Европе, а в исламском мире шли ожесточенные войны шиитов с суннитами во главе с османами и Сефевидами. Самые ожесточенные войны шиитов с суннитами тогда шли как раз в Азербайджане. Целые города стирались с лица земли в Азербайджане. Вот тогда-то, кстати, в 1724 г. проживавшие в Карабахе христиане заключили мирный договор о военной помощи с шиитами Карабаха и Гянджи, а мусульмане в знак благодарности за посредническую деятельность дали армянину Ивану Карапету титул «Эльчибей»! И тогда же в 16-18 вв. стали практиковаться депортации населения городов и даже регионов, особенно во времена Надир-шаха. Подробнее об этом можете и в моей книге по исламе прочесть, а также в книге А. С. Сумбатзаде (Азербайджанцы: этногенез и формирование) и Р.Р.Рахмани «Азербайджан в конце 16 и в 17 веке» (Баку, 1991).
3. Речь не о недопонимании, а о разных подходах России и Турции в этом вопросе. Турция полагала, что будет играть вместе с Россией основную роль в карабахском вопросе и вообще в регионе. Но Россия так не считала, использовала турок по полной программе, а когда все завершилось, то мягко, но четко указала Турции ее место.
Да, можно было бы избежать появления российских миротворцев, если б Алиев опирался на Запад, который категорически против этого. И что записано изначально было в мадридских принципах. Но тогда Путин не дал бы добро на проведение военной операции. А если б Алиев пошел на это без согласия Москва, тогда Путин оказал бы помощь армянам. Тут все взаимосвязано – Москва не просто так дала свое согласие на разгром армян в Карабахе, а на четких определенных условиях. То есть, тут неверно полагать, что Азербайджан взял максимум из возможного. Это неверно. Азербайджан взял то, что ему дала Россия в Карабахе. Точнее – позволила.