1) это ясно , но таким образом оправдать себя не хорошо , он ничем не лучший чем те кот 39 году доносили
2) с этим пунктом согласен , пусть валит на 4 сторону , куда ему хочется
Он хочет сказать, что своей книгой он опередил время и должную оценку сию произведению смогут дать только будущие поколения).Я сейчас как бы выступлю на стороне Айлисли).В его труде есть такой герой по имени Абасалиев, по сюжету он доктор, который очень любил отдыхать на даче в Маштагах. Естественно, где же отдыхать доХтору? исключительно в Маштагах).Так вот, во время диалога со своей дочерью, он поясняет ей истинную позицию Садая по отношению к армянами, как бы отвечая на ее упреки. И в качестве примера он ей приводит произведение "Лейли и Меджнун.". Собственно, это и есть ключевой момент в произведении, как бы вся идея в этом.
"А Меджнун, ослепший от любви к своей Лейли, жалея ее
отца, в самый ответственный момент бросается помогать вражеской армии. Потому что
это и есть подлинная любовь. Подлинная любовь не знает никаких границ....."
Меджнун в переводе с арабского "безумный". Т.е. человек, который тоже как бы родился не в свое время. Его мировоззрение, поступки, устремления вступают в жесткий конфликт с действительностью и только время даст ему должную оценку.
Наш Садай и сам Айлисли - это своего рода Меджнуны, Лейли - это как бы Армения, а на самом деле это метафора, за Арменией в образе ее церквей запрятан эротический образ армяночки, такой хорошенькой, фигуристой из далекого детства самого Айлисли
)
Разве мы можем его за это винить? Ведь у тюрков исторически были особые отношения с Лейли)