Я рассматриваю взаимоотношения с Турцией в чисто прагматическом ключе.Разговоры о культурно-исторической близости с Ираном, в особенности от русскоязычной советской прослойки азербайджанского народа, у меня вызывает улыбку))) Обычно такие азербайджанцы, увидев например молодого азербайджанского парня с такой мощной щетиной (чечено -дагестанский вариант ) в особенности раньше (сейчас уже привыкли ), у них сразу возникает мысль "какой-то мутный тип", ведь раньше было принято ходить чисто выбритым (здесь выделяются модные быхлы азербайджанцы, но о них в другой раз ), а если вдруг этот парень сказал что-то вроде "сабр, харам,шариат....." их просто разрывает от негодование, даже в теле отзывается))) А здесь целый Иран, со своими муллами, иранской вязью и т.д.)) Мы же понимаем,подмигивая друг другу, что основная мотивация здесь - это 1.противоположная позиция к позиции тех кто выступает за сближение с Турцией
2. на этот вопрос смотрят с позиции третьей стороны - России
В связи с выше сказанным шиитская тема тоже отпадает, да и я суннит как и многие азербайджанцы
Самое главная претензия к Ирану, заключается в том, что Иран провозгласил себя Исламской Республикой, а это накладывает определенные обязательства. Нельзя сказать, что в Иране напрямую шариат, как например в СА, так как по шиитской догматике отсутствует Имам на данный момент. Но рахбар который как бы напрямую взаимодействует с Махди, живет по шариату и контролирует, что бы все законы в стране соответствовали шариату (конечно же это не так). И вот такой Иран душа в душу с Арменией. И темы здесь про Эльчибея и НФА не катят, у ребят шариат. . А если углубиться в разговоры некоторых иранских мулл "в раю второй язык после арабского персидский", "на тюркском языке разговаривают в аду" и т.д. - много чего интересного откроется.
С Турцией такого рода проблем нет и при должном уме, гарабахский вопрос и не только можно хорошо использовать во внутриполитических раскладах в Турции.