Турецкий гамбит
Несмотря на то, что турецкая компания Baykar Makina своим ударным беспилотником «Байрактар», можно сказать, подмяла под себя мировое информационное поле, более значительные заслуги в данной отрасли принадлежат серьезной аэрокосмической компании Turkish Aerospace Industries, создающей самолеты, вертолеты и космические аппараты.
Масштабы у этой известной компании совсем иные. Достаточно рассмотреть хотя бы одну беспилотную машину – TAI Aksungur. Это разведывательно-ударный дрон, достигающий в длину 12 метров, с размахом крыльев 24 метра. Максимальная взлетная масса – 3300 килограммов. Полезная нагрузка – 750 килограммов. Внушительны и летные характеристики: потолок – 12 200 метров, максимальная дальность – 6500 километров, время полета – 40 часов.
Имеет шесть точек подвески. Способен работать с восьмью различными управляемыми боеприпасами. И если «Байрактар» – тактический беспилотник, то этот – стратегический.
На создание барражирующего боеприпаса Simsek у компании Turkish Aerospace Industries ушло 12 лет. В основном потому, что разработка развивалась зигзагообразно. В 2009 году начали создавать высокоскоростную, оснащенную турбореактивным двигателем мишень для испытания комплексов ПВО, а также крылатых ракет класса «воздух-воздух», которые запускались с истребителей. Но потом переключились на барражирующий боеприпас.
При этом все 12 лет компания хранила молчание о своей новой разработке. И лишь в прошлом месяце генеральный директор Turkish Aerospace Industries Темел Котил довольно скупо, без технических подробностей поведал о создании барражирующего боеприпаса Simsek. Масса боевой части – пять килограммов. Дальность полета – 100–200 километров. Обладает высокой маневренностью. Имеет значительную скорость, минимум околозвуковую, что предопределено использованием турбореактивного двигателя. Дрон способен поражать неподвижные наземные цели без участия оператора. В дальнейшем предполагается доработка, которая позволит поражать и подвижные цели.
Но главное достоинство этого боеприпаса состоит в том, что у него есть беспилотный носитель, доставляющий Simsek к месту воздушного старта. Это очень существенный момент, потому что барражирующие боеприпасы в силу своей концепции имеют незначительную дальность. И 200 километров турецкой «Молнии» – это абсолютно нехарактерно для дронов-камикадзе.
В роли носителя выступает разведывательно-ударный дрон TAI Anka, производящийся той же самой компанией Turkish Aerospace Industries. Его радиус полета достигает 250 километров при управлении от наземной станции. В случае использования спутниковых каналов связи, как утверждает компания-производитель, дальность может быть неограниченной. В действительности и тут радиус ограничен запасом топлива и равен 2400 километрам. Таким образом, при сложении дальностей БЛА Anka и Simsek получается радиус действия от 450 до 2600 километров.
У беспилотника-носителя Anka – восемь точек подвески, на которых он способен нести восемь управляемых ракет или четыре планирующие бомбы общей массой 200 килограммов. Таким образом, он способен доставлять к месту воздушного старта не менее четырех боеприпасов Simsek.
Предполагается, что компания Turkish Aerospace Industries будет производить до ста этих перспективных барражирующих боеприпасов в год.
https://vpk-news.ru/articles/62626