Санкции против России: итоги 2018 г. и взгляд в 2019 г.
Прошедший год прошел в режиме эскалации санкций против России. В 2019 г. давление на Россию будет увеличиваться. Мы характеризуем базо-вую тенденцию как самоусиление и самовоспроизводство санкций в силу накопленной правовой базы, крайне низкой вероятности разрешения поли-тических противоречий и высокой чувствительности к провокационным дей-ствиям и событиям. В сложившейся обстановке локальные и периферий-ные кризисы могут иметь непропорционально высокие последствия.
К 2018 г. политика санкций против России обрела несколько важных тен-денций:
1) Санкции против России носят разноскоростной режим. Усиливается раз-рыв политики США и ЕС в отношении России. Со стороны США наблю-дается экспоненциальная эскалация антироссийских санкций. Со сторо-ны ЕС – последовательное выполнение ранее принятых решений по «украинскому пакету» при ограниченном наращивании санкций.
2) Санкции оказывают прямое или косвенное воздействие на партнеров России, таких как КНР, Индия и другие. Наблюдаются разные подходы правительств и частного бизнеса к санкциям против России в странах-партнерах: правительства критикуют санкции, тогда как частный бизнес вынужден приспосабливаться к санкционному режиму США и в целом выполнять его.
3) Российское правительство предпринимает шаги по адаптации к санкци-ям. Сохраняются возможности для работы на российском рынке иностранных компаний, создаются новые механизмы для международных экономических связей в обход санкций, используются точечные контр-санкции. Вместе с тем предотвращение влияния санкций на Россию остается крайне сложной задачей в силу значительной асимметрии экономических потенциалов в сравнении со странами-инициаторами, а так-же доминированием США в мировой финансовой системе.
4) Растет давление американских санкций на другие страны. В числе клю-евых индикаторов – выход США из СВПД и возобновление санкций против Ирана. На этом фоне обозначились разногласия между США и ЕС. Брюссель предпринимает меры по защите бизнеса из стран ЕС, а также рассматривает возможности долгосрочных решений по повышению роли евро в мировых расчетах.
5) Крупный международный бизнес сохраняет приверженность требованиям американских регуляторов и санкционного законодательства США, независимо от страны происхождения бизнеса и политических позиций национальных правительств. В руках США сохраняется мощный рычаг воздействия на бизнес путем использования санкций.
6) Нарастает политическая неопределенность, в которой обостряются кризисные ситуации. Они порождают новые санкции, особенно в случаях низкой эффективности дипломатии и ограниченных возможностей по применению военной силы. «Дело Скрипалей», применение химическо-го оружия в Сирии, ситуация вокруг «вмешательства в выборы» и инци-дент в Азовском море показывают уязвимость к локальным кризисам и порождают «автоматизм» политики санкций.
В 2019г. важнейшим фактором политики санкций против России станет попытка Вашингтона «привести санкции ЕС под американский знаменатель», т.е. гармонизировать санкционное законодательство ЕС с аналогичным зако-нодательством США. Одной из основных задач внешней политики США в отношении России станет ликвидация разноскоростного режима санк-ций США и ЕС. Если ЕС сохранит статус-кво, новые американские санкции могут оказаться односторонними, а значит менее эффективными. И наоборот, присоединение ЕС к новым санкциям США будет означать рост консолидированного давления на Россию. Впрочем, это вряд ли приведет к полной изоляции Москвы, то есть санкционная коалиция все равно бу-дет ограниченной. Можно выделить следующие сценарные развилки действий ЕС.
Сценарий 1. Частичное присоединение ЕС к санкциям США. Любой новый формальный документ Европейского совета о расширении санкций будет дипломатической победой США, так как будет означать, что линия ЕС стала ближе американскому курсу.
Сценарий 2. Сохранение статус-кво: ЕС не присоединяется к новым санкци-ям. В данном сценарии американцы все-таки могут добиться некоторого успеха даже без формального введения Брюсселем санкций против Рос-сии. Случай Ирана показывает, что частный бизнес предпочитает сокращать риски и покидать страну-цель под угрозой санкций США даже в том случае, когда ЕС выступает противником односторонних американских мер.
Сценарий 3. ЕС сокращает санкции против России в случае продвижения в урегулировании конфликта на Украине. Данный сценарий маловероятен. Однако он сохраняется в виде четкой политической альтернативы, тогда как в руках американцев такой альтернативы нет – санкции по «украинскому пакету» уже смешались с мерами по другим вопросам и перешли в состояние «вечных».
Мы рассматриваем сценарий 1 в качестве основного, особенно в случае обострения политической ситуации. Сценарий 3 после инцидента в Азовском море становится в 2019 г. практически нереализуемым.
Наконец, еще одно важное направление – влияние санкций на партнерство России с третьими странами. Мы прогнозируем укрепление тенденций двойственного подхода. Официальное правительство КНР, Индии и других стран будет укреплять политический диалог и взаимодействие по линии государственных компании. Будут предприниматься встречный усилия по созданию новых механизмов взаимных расчетов, в частности, в националь-ных валютах. Однако частный бизнес с международными амбициями со-хранит приверженность американскому режиму санкций.
Важная задача для Москвы – добиться прекращения практики чрезмерного и избыточного следования частным бизнесом американским правилам и обеспечить работу в секторах, не затронутых санкциями. Данная задача сложна в реализации, но она должна войти в число приоритетов на среднесрочную перспективу.
http://russiancounci...glyad-v-2019-g/